Резкая смена климата, ужасные жилищно-бытовые условия, скудное питание, антисанитария несли новые и новые потери среди депортированных. Даже сами работники НКВД в своих докладных записках с мест писали: «Считаем такое явление совершенно недопустимым, граничащим с преступлением». Есть также сообщения о том, что таких условий не выдерживали даже лошади, и работники НКВД просили прислать для работы более выносливых животных — волов.
В этих условиях стресса насильственного массового переселения народов с ярлыком «неблагонадежных», под давлением колоссального прессинга репрессивной политики тоталитарного режима, его оголтелой пропаганды депортированные народы, прибывшие в Казахстан без средств существования, могли выжить только благодаря братской помощи казахского народа. Казахский народ, сам переживший величайшую трагедию голода в своей истории, все тяготы массовых политических репрессий, жертвуя последним, подвергая себя опасности, оказал неоценимую помощь этим народам в самый критический момент их жизни. Депортированные народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Kазахстанa.
Казахстан — арсенал фронта (1941–1945 гг.)
За годы Великой Отечественной войны Казахстан стал военно-промышленная базой СССР.
В течение первого года войны значительно увеличился вес Казахстана в добыче медной руды и в производстве черновой меди, была организована добыча марганцевых и никелевых руд. С вступлением в строй Джезказганского рудника удельный вес восточных районов в производстве марганцевой руды в стране возрос с 13,7 до 84,6%. Из каждых 100 тонн молибдена, добывавшегося во время войны в стране, 60 тонн давали горняки рудника «Восточный Коунрад».
В 1942 г. Казахстан давал: 85% общесоюзной выплавки свинца; 1/8 общесоюзной добычи угля; % добываемого в стране молибдена; около 1 млн. тонн высокооктановой нефти.
24 августа 1942 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О неотложных мерах по увеличению добычи угля в Карагандинском угольном бассейне». 21 августа 1942 г. СНК СССР ввел новую систему прогрессивно-сдельной оплаты труда горняков. Трест «Карагандауголь» был реорганизован в комбинат, а его рудоуправления? в тресты. Возникло патриотическое движение-шефство областей, районов Казахской ССР над шахтами Караганды. Сеть школ фабрично-заводского обучения в Карагандинской области выросла в три раза, а количество учащихся в пять раз. Только за 1943 г. горняцким профессиям было обучено около 18 тыс. человек. Протяженность линий забоев в 1943 г. возросла настолько, что была создана фактически вторая подземная Караганда.
На Эмбе работала специальная группа «Комиссии по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны». ГКО направил мощную строительную организацию Наркомата нефтяной промышленности для сооружения Гурьевского нефтеперерабатывающего завода, нефтепровода Каспий-Орск. На Эмбу прибыло около специалистов и квалифицированных рабочих из Азербайджана. Нефтепромыслы Эмбы и «Актюбнефть» дали в 1943 г. максимальную добычу нефти за все время своего существования. Осенью 1942 г. началась перекачка бакинской нефти по нефтепроводу Каспий-Орск. За один год нефтяникам Эмбы 12 раз вручалось знамя ГКО — символ трудового подвига рабочего класса. Коллективы промысла Кульсары, гурьевских машиностроителей завоевали в июне 1943 г., переходящие Красные Знамена ВЦСПС и Наркомата нефтяной промышленности.
В апреле 1943 г. ГКO принял решение о сооружении Карагандинского металлургического завода и был организован трест «Казметаллургстрой». В октябре 1942 г. ГКО установил срок пуска первой очереди Актюбинского завода ферросплавов, и в феврале 1943 г. вступил в строй Актюбинский ферросплавный завод. В апреле 1943 г. был образован Джезказганский комбинат. Вступили в строй вторая очередь машиностроительного завода им. Петровского, трубопровод о. Пешной-Ширина, морской порт и нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве, промысел «Комсомольский».
В 1944–1945 гг. были сданы в эксплуатацию новые промышленные объекты: первая очередь Текелийского свинцово-цинкового комбината; Белоусовская обогатительная фабрика; Акмолинский завод сельхозмашин; Алма-Атинский вагоноремонтный завод; Гурьевский нефтеперерабатывающий завод; Казахский передельный металлургический завод. В несколько раз возросла Балхашского молибдена.
Напряженно работали железнодорожники. По Туркестано-Сибирской железной дороге перевозка хозяйственных грузов в 1942 г. увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 1941 г. Была построена железная дорога Макат-Косшагыл. В 1944 г. было проведено свыше 20 тыс. скоростных поездов.
В 1942 г. посевная площадь Казахской ССР увеличилась по сравнению с 1941 г. на 842 тыс. га, что составило 30% к общему увеличению посевных площадей СССР. В 1943 г. в хозяйственный оборот было вовлечено 775 тыс. га новых земель.
Число работоспособных в сельском хозяйстве Казахской ССР в 1942 г. по сравнению с переписью 1939 г. уменьшилось почти на 600 тыс. человек, две трети призванных на фронт были сельскими тружениками. Возрос удельный вес женского труда в колхозном производстве, достигнув в 1942 г. 75% против 48% в 1940 г. Среди 76 тыс. сельских механизаторов, подготовленных для МТС за первый год войны, насчитывалось свыше 55 тыс. женщин. Более 10 тыс. трактористок участвовало во Всесоюзном социалистическом соревновании женских тракторных бригад. Несмотря на все это колхозники проявили трудовой героизм.
Так, звеньевой колхоза «Курман» Актюбинской области Шыганак Берсиев установил мировой рекорд урожайности проса — 202 центнера с гектара, звеньевой колхоза «Кзыл-Ту» Кзыл-Ординской области Ибрай Жахаев также добился мирового рекорда по выращиванию риса -172 центнера с гектара, звеньевой соседнего с ним колхоза «Авангард» Ким Ман Сам собирал по 150 центнеров риса с гектара. На завершающем этапе войны за высокий урожай 1944 г. боролось свыше 700 молодежных тракторных бригад и 3500 молодежных звеньев. Среди особо отличившихся в те суровые для страны годы можно назвать чабана Ж. Мукашева, свекловода М. Мухамедиеву, табунщицу Ш. Шугаипову и многих других удостоенных звания Героев Труда. Следует добавить, что сельские труженики Казахстана не только давали фронту хлеб, мясо, сырье, сохранив и увеличив посевные площади и поголовье скота, но и спасли эвакуированный скот из прифронтовой полосы численностью почти 370 тыс. голов.
В промышленности была введена система прогрессивно-сдельной оплаты. Был поднят уровень заработной платы в угольной, нефтяной промышленности, в черной и цветной металлургии, промышленности вооружения и боеприпасов. В годы войны резко сократился выпуск товаров народного потребления, понизилась покупательная способность рубля. В 1942 г. в среднем на душу (включая членов семьи) и личное хозяйство по всем источникам поступлений, потребление картофеля сократилось по сравнению с 1941 г. в 3 раза, мяса — в 2,5 раза, рыбы и рыбных консервов? почти в 2 раза.
Рациональное снабжение рабочих и служащих было обеспечено путем введения для всего городского населения карточной системы. На государственном снабжении хлебом на начало 1942 г. (включая рабочих и служащих, проживающих в сельской местности) в Казахской ССР находилось 4 млн. человек или 55% всего населения. Получили развитие подсобные хозяйства. Мощная продовольственная база была создана на юге, в Центральном Казахстане.
В республике возникло 40 городов и рабочих поселков — Темиртау, Текели, Джезды, Восточный Коунрад, Акшатау, Макинск и др.
Весьма тяжелым было материальное положение тружеников аула и деревни.
Трудящиеся Казахстана, как и народы Советского Союза, несмотря на лишения и невзгоды, национальную дискриминацию, героически защищали от вероломного врага свободу и независимость Родины, славно трудились во имя будущего в тылу.