· банкноты выдавались в обмен на металл, поступающий от частных лиц;
· при переучете коммерческих векселей, ранее учтенных депозитными банками;
· при проведении операций открытого рынка (покупка и продажа ЦБ на денежном рынке).
Важнейшим итогом эпохи промышленного переворота было и возникновение во многих развитых странах общегосударственного фонда денежных средств – бюджета. В их доходной части главное место (от 80 до 90 %) занимали налоги.
Причины реорганизации налоговой системы в XVIII-XIX вв.:
· расширение сферы товарно-денежного обращения;
· политика стимулирования экономики;
· рост государственных расходов.
Главная часть существующих налогов – косвенные, входящие в цены потребительских товаров. Например, в конце ХVIII в. в Англии – единственной стране с обширной, но однородной системой налогообложения, прямой налог составлял 1/4 часть государственных доходов. Основными налогами были акциз и местные налоги на содержание бедных. Во Франции среди основных налогов выделялись акциз на предметы роскоши и напитки, а также прямой налог на крестьян (талья), традиционные повинности, включая постой солдат, соляной налог и налог на обработку серебра. В германских княжествах существовали акцизные сборы, взимаемые с ввозимых и вывозимых товаров по ставкам от 5 до 25 %. В расходах госбюджетов главное место (до 2/3) занимала армия. Значительными были и нужды государственного аппарата, например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии – 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3, 9 %.
Благодаря созданию первой в истории человечества фабрично-заводской промышленности, Англия в последней четверти ХVIII в. заняла исключительное место в мировом хозяйстве и международной политике. Хотя темпы ее экономического роста были невелики и составляли около 0,5 % в год, этот показатель выше, чем у других европейских стран. В 1820-1870 г. темпы роста английской промышленности достигли уже 1,5 % в год. Англия добывала 2/3 всего угля, производила более половины металла и холста. К 1870 г. она располагала 31,9 % мирового промышленного потенциала (торговый оборот больше, чем у Франции, Германии, Италии, вместе взятых, в 3 раза выше, чем у США). Англия выступает не только как производитель, но и крупный потребитель сырья и пищевых продуктов. Это стимулирует развитие торговли и торгового флота, тоннаж которого составляет 10 млн. (Для сравнения – у Франции и Германии этот показатель достигал 1 млн., у Германии – 2 млн.). В силу особенностей своего развития Англия выступает и мировым кредитором, играя роль дирижера международного оркестра золотого стандарта.
Промышленно-торговой гегемонии способствовала экономическая политика государства. До 40-х гг. ХIХ в. она протекает в рамках протекционизма, сопровождаемого высокими таможенными пошлинами на иностранные товары. С укреплением господствующего положения, нуждаясь в рынках сбыта своей продукции, Англия переходит к политике фритредерства, проявившегося в том числе в отмене "Хлебных законов" (1846 г.) и Навигационного акта (1860). Ярким проявлением новых приоритетов внешнеэкономической деятельности предприятий стало развитие отношений с Францией. Так, по договору 1860 г. Англия отменила пошлины на французские шелка и продовольствие, а Франция – на английские машины, металлоизделия, уголь, шерсть. Подобные договоры не были равноправными, т. к. дешевизна английских товаров приводила к вытеснению национальных французских товаров с внутреннего рынка.
До середины 60-х г. ХIХ в. Англия имеет активный торговый баланс, затем торговый баланс становится пассивным, но общий расчетный баланс остается активным (пассивное сальдо компенсировалось "невидимым экспортом": транспортными услугами и движением капитала). Однако отсутствие конкуренции на внутреннем и колониальных рынках, а также стереотипы поведения страны-лидера повлекли к стагнации в развитии и, в конечном счете, потере Англией своего положения на мировом рынке, где с 80-х гг. первенство оспаривают США, Германия и Япония.