Появление в социально-политическом строе России во второй половине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолютизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века) выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской думы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, в сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не следует забывать, что в XVII в. все это — в основном еще только тенденции.
При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее законодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми».
При Алексее Михайловиче произошло довольно заметное возвышение царской власти, которая все более становилась самодержавной по своему характеру. Этот царь являлся ярким представителем складывающегося в России абсолютизма. При нем происходит заметная концентрация государственной власти и важнейших нитей управления в одних руках. Личность и власть царя обожествляются. Создается сложный церемониал появления царя на народе, который подчеркивает могущество и недосягаемость царской власти. Все слои населения считаются подданными царя. К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформирования приказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича — в 1679-1681 гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению родственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учреждений
под управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судьей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество приказов и сократить круг лиц центрального аппарата управления.
Абсолютная монархия (от лат, absoliitiis – неограниченный, независимый, безусловный) – форма правления и государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Абсолютизм – последняя стадия развития феодального государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистических отношений, т.е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Западной Европы с конца XV в., достиг апогея в период Нового времени, в XVII в.
Признаки абсолютизма:
-Cосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно–представительных учреждений;
-Наличие разветвленного бюрократического аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;
-Наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;
-Утрата сеньорами судебной и административной власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центральнй власти. Иногда королевская власть подчиняет себе церковь.
22.Государство и русская православная церковь в 16-17 вв Реформы Никона.
Церковная реформа патриарха Никона XVII века — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Основные черты Никоновой реформы
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная «книжная справа», выразившася в редактированиии текстов Священного писания и богослуженых книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Iсус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус» (под титлом «Iиc»).
Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Возрождение самодержавия, восстановление гос-ти произошло вновь на православной основе и на понимании гос-ва как единства духовной и светской власти. 1613-1645гг-правление М.Романова:в период его царствования страна выходит из состояния системного кризиса. 1645-1676гг-правление Ближайшего. В этот период окончательно складывается нац.форма рус.монархии: усиливается:централизация, бюрократизация, гос.управление и Рос.самодержавие начинает развиваться в сторону абсолютной(неограниченной) мон-хии. Эта тенденция должна была неизбежно поставить вопрос о соотношении царской(светской) власти и власти духовной. Новый патриарх Никон амбициозен, властолюбив. Выступил с претензиями на гос.власть. Никон начинает реформу, которую царь одобрил. Она коснулась только обрядовой стороны православия.
Стремление светской власти поставить под контроль хоз-ной деят-ти церкви встретило сопротивление со стороны Никона. Никон пытается оказать сопротивление от царя.
1666-1667гг создан церковный собор, куда приехали и греч.иерархи. Собор одобрил церк.реф-му, осудил Никона за претензии на светскую власть. Реформа Никона вызвала церковный раскол.
23. Экономическая и социальная политика Петра 1.
Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Во время царствования Петра I Россия постоянно воюет с турками, со шведами, с персами. Не случайно, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.
Постоянные войны выявили существенную нужду в деньгах, и Петр I должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. Новизна экономической политики заключалась в принятии мер по развитию торговли и промышленности. При Петре Великом стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.
Петр I стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:
1) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;
2) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;
3) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;
4) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.
Заключение
Несомненно, что экономическая политика Петра I была переворотом в экономической жизни страны.
Социальная политика
Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.
Дворянство
-Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядки должны получить начальное школьное, либо домашнее образование.
-Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
-Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.