Смекни!
smekni.com

Социально-экономический и политический строй (стр. 3 из 9)

а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью

феодала на землю, первичной формой которой

является полюдье. Полюдье - институт прямого

внеэкономического принуждения населения, в

котором "в обнаженной форме выступают отно-

шения господства и подчинения, равно как и

начальная фаза превращения земли в феодаль-

ную собственность." 538 0В IXв. формируется

господствующий класс феодалов, в который

входили киевские князья, меснык бояре. 539 0В

Xв. усиливается формирование великокняжеско-

го домена и доменов отдельных князей. 540 0Фео-

дальные землевладения увеличились как за

счет великокняжеских и княжеских пожалова-

ний, так и за счет захвата пустующих земель

и земель общинников. Феодализм также харак-

теризуется и неполной собственностью феодала

на крестьян, по отношению к которым он при-

меняет различные формы экономического и вне-

экономического принуждения. Зависимый

крестьянин обрабатывает не только землю фео-

дала, но и свой земельный участок, который

он получает от феодала или феодального госу-

дарства, и является собственником орудий

труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс

превращения родоплеменной знати в собствен-

ников земли в первые два столетия существо-

вания государства на Руси прослеживается,

главным образом, лишь на археологическом ма-

териале. Это богатые погребения бояр и дру-

жинников, останки укрепленных пригородных

имений (вотчин) принадлежавших старшим дру-

жинникам и боярам. В основном же развитие

феодализма привело к тому, что только феода-

лы-князья, бояре и церковь могли обладать

правом собственности на землю. Они не плати-

ли дани и имели другие привилегии. Таким об-

разом, в Киевской Руси наряду с классовым

делением общества шел процесс формирования

сословного строя, т.е. оформление юридически

замкнутых групп среди населения. Кроме фео-

далов, в Киевской Руси существовали свобод-

ные крестьяне - общинники, свободное го-

родское население, феодально-зависимое

население, рабы.

3. Категории Свободные общинники. Основную

населения: а) массу сельского и городского на-

свободные об- селения Киевской Руси составляли

щины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне,

эксплуатируемые государством путем сбора да-

ни, размер которой теперь стал зависеть от

количества и качества находящейся у крестьян

земли, или феодалами путем взимания оброка

или привлечения крестьян к барщине. Однако в

начальной летописи термин "люди" употребля-

ется для наименования широких слоев сельско-

го и городского населения. Сохранения в те-

чении длительного периода времени этого тер-

мина в значении свободного населения указы-

вает на то, что шедший процесс феодализации

неодинаково затрагивал отдельные сельские

крестьянские общины, жители многих из них,

утрачивая сословную полноправность, сохраня-

ли личную свободу.

б) Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды

XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная

часть полукрестьянского феодально-зависимого

населения Киевской Руси. Смерд был лично

свободен. Вместе с семьей он вел свое хо-

зяйство. Князь давал смерду землю при усло-

вии, что тот будет работать на него. В слу-

чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем-

ля возвращалась к князю. За свое право вла-

дения самостоятельным хозяйством смерд пла-

тил князю дань. За долги смерду грозило

превращение в феодально-зависимого закупа. С

развитием феодализма роль смердов в Киевской

Руси уменьшалась. Следует отметить, что

источники очень мало сообщают сведений о

смердах. Это обусловило появление самых раз-

ных точек зрения на данную категорию населе-

ния. Так, С.В.Юшков видел в смердах особый

разряд закрепощенного сельского населения. 541

Б.Д.Греков считал, что были смерды зависимые

и смерды свободные. 542 0А.А.Зимин отстаивая

идею о происхождении смердов от холопов,

посаженных на землю. 543 0По мнению С.А.Пок-

ровского, "смерд Русской Правды, как просто-

людин, рядовой гражданин, везде выставляется

Русской Правдой как свободный, неограничен-

ный в своей правоспособности человек". 544

М.Б.Свердлов считает наиболее плодотворным

деление смердов на лично свободных и фео-

дально-зависимых." 545

в) Закупы. Распространенным термином для обозначения фео-

дально-зависимого крестьянства в Киевской

Руси был термин "закуп". Основным источником

для изучения закупничества является Прост-

ранная редакция Р.П. Закуп - это человек,

попавший в долговую кабалу и обязанный своей

работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу-

ченную у него "купу". Он исполнял сельские

работы: работал на поле, ухаживал за

господским скотом. Феодал предоставлял заку-

пу земельный надел, а также сельскохо-

зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был

ограничен в своих правах. Прежде всего это

касалось права ухода от "господина". Но за-

купа запрещалось продавать в холопы. Закуп

мог выступать в суде в качестве свидетеля по

незначительным делам, обращаться в суд на

своего господина. Рост закупничества был

связан с развитием частного землевладения.

г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из

привычной колеи, лишенный прежнего своего

состояния. Известны изгои свободные и изгои

зависимые. Значительный контингент феодаль-

но-зависимых изгоев формировался за счет вы-

купившихся на волю холопов. Они, как прави-

ло, не разрывали связи с господином и оста-

вались под его властью. Однако были случаи,

когда освободившийся холоп уходил от своего

хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор-

вавшие со своими прежним господином, попада-

ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с

ними встречались изгои - выходцы из свобод-

ных слоев древнерусского общества. Источники

в качестве феодально-зависимого населения

называют также отпущенников, задушных людей,

пращенников и вотчиных ремесленников.

д) Челядь В Киевской

и холопы. Руси несвободной частью населения были рабы.

В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "че-

лядь". Они были полностью бесправны. Люди,

ставшие рабами по другим причинам, называ-

лись холопами. Источниками холопства явля-

лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря-

ду", вступление "без ряду" в должность тиуна

или ключника. В холопа автоматически превра-

щался сбежавший или провинившийся закуп. За

долги в рабство могли продать обанкротивше-

гося должника. Холоп в отдельных случаях был

наделен некоторыми правами. Так, будучи бо-

ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка-

честве "видока". Широкое распространение по-

лучило долговое холопство, которое прекраща-

лось после уплаты долга. Холопы обычно

использовались в качестве домашних слуг. В

некоторых вотчинах были и так называемые па-

шенные холопы, посаженные на землю и обла-

давшие собственным хозяйством.

4) Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была

вотчина. Она состояла из княжеской или бо-

ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер-

вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла-

дельца, закрома и амбары с запасами, жилища

слуг и другие постройки. Различными отрасля-

ми хозяйства ведали специальные управляющие

- тиуны и ключники, во главе всей вотчиной

администрации стоял огнищанин. Посадники в

отличии от тысяцких и сотских, которые были

вначале командирами дружины, а затем уже об-

растали административными функциями, явились

сразу же полномочными представителями кня-

жеской власти на местах. 546 0Будучи представи-

телями князей в том или ином месте, посадни-

ки выполняли функции самого князя. 547 0Они су-

дили, собирали дань и различные пошлины, ве-

дали помещейскими делами. Посадники и во-

лостели - управители сельскими волостями -

имели ближайших помощников в лице тиунов. В

боярской или княжеской вотчине, как правило,

работали ремесленники, обслуживавшие бо-

ярские хозяйства. Ремесленники могли быть

холопами или находиться в какой-либо другой

форме зависимости от вотчинника. Вотчинное

хозяйство имело натуральный характер и было

ориентировано на внутреннее потребление са-

мого феодала и его слуг. Источники не позво-

ляют однозначно судить о господствующей фор-

ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз-

можно, что какая-то часть зависимых крестьян

обрабатывала барщину, другая платила землев-

ладельцу натуральный оброк. Городское насе-

ление также попадало в зависимость от кня-

жеской администрации или феодальной верхуш-

ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва-

ли часто специальные поселения для ремеслен-

ников. С целью привлечения населения вла-

дельцы сел представляли определенные льготы,

временное освобождение от налогов и т.д.

Вследствие этого такие ремесленные поселения

назывались свободными или слободами. Расп-

ространение экономической зависимости, уси-

ление эксплуатации вызывали сопротивления со

стороны зависимого населения. Наиболее расп-

ространенной формой были побеги зависимых

людей. Об этом свидетельствуют и суровость

наказания, предусмотренного за подобный по-

бег - превращение в полного, "обельного",

холопа. Данные о различных проявлениях

классовой борьбы содержит "Русская правда".

В ней говорится о нарушении границ земельных

владений, поджог бартных деревьев, убийство

представителей вотчиной администрации, кра-