Смекни!
smekni.com

Социально-экономический и политический строй (стр. 5 из 9)

нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз

вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь

по настоянию дружины туда отправился и

князь. Ему удалось собрать дань, но при

возвращении Игорю и какой-то части дружины

показалось, что эта часть невелика. Князь

отпустил большую часть дружины, а с оставши-

мися пошел по дань вторично. Очевидно он на-

рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей

раз древляне не выдержали и, напав на князя,

перебили его и его спутников. После Игоря

страной стала править его жена, теперь уже

вдова, Ольга, которая оказалась вполне на

уровне крупного государственного деятеля.

Ольга провела ряд важных реформ, из которых

самая значительная - административно-налого-

вая: есть основание полагать, что при Ольге

архаичная система полюдья, повсеместно расп-

ространенная прежде, была отменена и замене-

на систематической уплатой дани, которая со-

биралось в административных центрах (по-

гостах) специальными чиновниками прави-

тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон-

тинополь в 955г. и приняла там христианство,

однако она имела отношения и с западной цер-

ковью. Возможно это и привело к тому, что,

согласно летописи, в 964г. Святослав "возму-

жая" и отстранил мать от власти. Святослав

был прежде всего князем-воином, стремившимся

приблизить Русь к крупнейшим державам тог-

дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла

почти в непрерывных походах и сражениях: он

разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши-

тельное поражение печенегам под Киевом, со-

вершил два похода на Балканы. После гибели

Святослава великим князем стал его сын Яро-

полк (972-980гг.) Своей главной задачей Яро-

полк считал объединение всей державы, и вся-

чески стремился к осуществлению этой цели.

Советником князя стал на первых порах

престарелый воевода Свенельд. Однако осу-

ществить задуманное не удалось из-за военных

действий против Олега, затем против своего

брата Владимира, который и одержал победу в

сражении. А вскоре, во время встречи с побе-

дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга-

ми. Владимир остался единовластным правите-

лем державы.

2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне-

дружина. руссому государству были присоединены червенские

Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны

Карпат, земля вятечей. Созданная на юге

страны линия крепостей обеспечила более

действенную защиту страны от кочевников-пе-

ченегов. Владимир стремился не только к по-

литическому объединению восточнославянских

земель. Он хотел подкрепить это объединение

единством религиозным, реформировав традици-

онные языческие верования. Из многочисленных

языческих богов он выбрал шесть, которых

провозгласил верховными божествами на терри-

тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и

стал Владимир княжить в Киеве один и поста-

вил кумиры на холме за теремным двором: де-

ревянного Перуна с серебряной головой и зо-

лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри-

бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт-

вы, называя их богами, и приводили к ним

своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли

бесами и оскверняли землю жертвоприношениями

своими." Послание другим богам жестоко

преследовалось. Неканонические идолы уничто-

жались. Однако языческая реформа не удовлет-

ворила князя Владимира. Проведенная

насильственным способом и в кратчайшие сро-

ки, она не могла быть успешной. Кроме того,

она никак не отразилась на международном

престиже Древнерусского государства. Христи-

анскими державами языческая Русь воспринима-

лась как варварское государство. Давние и

прочные связи Руси и Византии в конечном

итоге привели к тому, что Владимиром в 989г.

было принято христианство в православном его

варианте. Проникновения христианства на Русь

началось за долго до признания его официаль-

ной государственной религией. Христианами

были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие

христианства уровняло Киевскую Русь с сосед-

ними государствами. Христианство оказало ог-

ромное влияние на быт и нравы Древней Руси,

политические и правовые отношения. Христи-

анства, с его более развитой по сравнению с

язычеством богословско-философской системой,

более сложным и пышным культом, дало огром-

ный толчок развитию русской культуры и

искусства. Прослеживается влияние христи-

анства и на политическую структуру Древне-

русского государства. Но именно здесь отчет-

ливо проявились противоречия между мероприя-

тиями киевских князей, пытавшихся с помощью

новой религии укрепить центральную власть,

и, в конечном счете, реальным ходом социаль-

но-экономического развития, которое вело

"державу Рюриковичей" к неизбежной победе

раздробленности уже на новой основе. Чтобы

укрепить свою власть в различных частях об-

ширного государства, Владимир назначил своих

сыновей наместниками в различные города и

земли Руси. После смерти Владимира между сы-

новьями началась ожесточенная борьба за

власть. Один из сыновей Владимира, Свято-

полк, захватил власть в Киеве и объявил себя

великим князем. По приказу Святополка были

убиты трое его братьев - Борис ростовский,

Глеб муромский и Святослав древлянский. За-

нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади-

мирович понимал, что опасность угрожает и

ему. Он решил выступить против Святополка,

призвавшего себе на помощь печенегов. Войско

Ярослава состояло из новгородцев и наемни-

ков-варягов. Междоусобная война между брать-

ями завершилась бегством Святополка в Поль-

шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович

утвердился в качестве Великого князя Ки-

евского (1019-1054гг.) В 1024г. против

Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара-

канский. В результате этой усобицы братья

поделили государство на две части: область к

востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а

территория западнее Днепра осталась за

Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.

Ярослав стал единодержавным князем Киевской

Руси. Время Ярослава - это время расцвета

Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших

государств Европы. Самые могущественные

государи стремились в это время к союзу с

Русью.

3. Вотчинная в) Носители верховной власти в

собственность. Киевской державе считался весь княжеский род,

а каждый отдельный князь считался только

временным владельцем княжества, которое

доставалось ему по очереди старшинства.

После смерти великого князя на его место

"садился" не его старший сын, а старший в

роду между князьями. Его освободившийся удел

доставался также следующему по старшинству

среди остальных князей. Таким образом князья

передвигались из одной области в другую, из

менее в более богатую и престижную. По мере

мере увеличения княжеского рода расчет по

старшинству становился все труднее. В отно-

шения князей вмешивалось боярство отдельных

городов и земель. Способные и даровитые

князья стремились подняться выше своих роди-

чей. После смерти Ярослава мудрого Русь

вступила в период княжеских усобиц. Однако о

феодальной раздробленности в это говорить

еще нельзя. Она наступает, когда окончатель-

но сформировываются отдельные княжества-зем-

ли со своими столицами, а на этих землях

закрепляются свои княжеские династии. Борьба

же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро-

го была еще борьбой направленной на поддер-

жание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил

Русскую землю между своими сыновьями. Княже-

ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо-

да, было особенно беспокойным: младшие

князья ожесточенно враждовали из-за уделов,

половцы часто нападали на русские земли. Сын

Святослава, князь Олег, вступил в союзные

отношения с половцами и неоднократно приво-

дил их на Русь. Занятия славян и их социаль-

ная организация. Основой хозяйства восточных

славян было пашенное земледелие. Применялись

пахотные орудия с железными рабочими частями

- рало (в южных областях), соха (на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли ското-

водство, охота, рыболовство, бортничество.

Хозяйственной ячейкой была преимущественно

малая семья. Низшим звеном социальной орга-

низации непосредственных производителей,

объединявшим хозяйства отдельных семей, слу-

жила соседская (территориальная) община -

вервь. Переход от кровнородственной общины и

патриархального рода к соседской общине и

малой семье произошел у славян в ходе рассе-

ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла-

дели сенокосными и лесными угодьями, а па-

шенные земли были поделены между отдельными

крестьянскими хозяйствами. На основе по-

лянского союза племенных княжеств к началу

IX в. сложилось политическое образование,

носившее название Русь. Распространено мне-

ние о привнесении этого термина в Восточную

Европу скандинавскими дружинниками (имено-

вавшимися на Руси варягами). Но его первое

достоверное упоминание на юге Восточной Ев-

ропы (в так называемом "Баварском хроногра-

фе", составленном между 811 и 821 гг.,-Ruzzi

названы после хазар, обитавших между Доном и

Волгой) относится ко времени, когда

присутствие норманнов в этом регионе еще не

прослеживается. Вопрос остается дискуссион-

ным, но наиболее вероятно, что это название

имеет местное, южное (при этом, скорее все-

го, неславянское в основе) происхождение и