ВВЕДЕНИЕ
Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторских правах. Особенности применения на территории Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Научно-техническая революция, произошедшая во второй половине прошлого столетия, оказала существенное влияние на все сферы жизни общества и, прежде всего, на экономическую. Ее последствиями стали не только сокращение численности работников, непосредственно занятых физическим трудом, и увеличение количества специалистов сферы наукоемких производств. Научно-техническая революция привела к повышению творческой активности в целом, сделала ее более организованной и целенаправленной. Ее последствием стало и увеличение доли отраслей промышленности, основанных на объектах права интеллектуальной собственности, в мировой экономике. Согласно некоторым оценкам в начале нового тысячелетия только доля отраслей, основанных на авторском праве, составила около 7,3% при ее росте в среднем на 5% в год.
В сложившейся ситуации важным для каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества в целом является создание эффективного механизма охраны авторских и смежных прав, в основе которого должна лежать стройная и согласованная система соответствующего законодательства. Чтобы последняя могла эффективно обеспечивать интересы авторов и иных правообладателей как внутри своего государства, так и за его пределами, она должна быть максимально унифицирована с национальными законодательствами других стран. А это достижимо только в условиях ее согласованности с соответствующими международными стандартами в области охраны прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. [1]
20 декабря 1996 г. в Женеве, в штаб-квартире Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), был заключен Международный договор ВОИС об авторских правах. Договор был ратифицирован Республикой Беларусь 10 июня 1998 г. [2]
В преамбуле Договора указано, что договаривающиеся стороны своей целью имеют разрешение вопросов, возникающих в связи с развитием новых экономических, общественных, культурных и технологических новаций, т.е. данный Договор направлен на совершенствование охраны прав авторов, урегулирование вопросов свободного доступа к информации в образовательных, информационных целях, а также иных вопросов, именно в связи с развитием новых технологий. [3]
Начиная анализировать данный международный договор, следует обратить внимание на достаточно непривычную его конструкцию, а именно: большинство материальных норм Договора определяется путем отсылки к нормам Парижского 1971 г. акта Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Отношениям с Бернской конвенцией посвящена ст. 1 Договора. В ней Договор определяется как специальное соглашение в рамках Бернского союза применительно к государствам, являющимся членами этого Союза (ст. 20 Бернской конвенции сохраняет за государствами-участниками право заключать между собой специальные соглашения при условии, что эти соглашения будут предоставлять авторам большие права, чем установленные конвенцией, или будут содержать другие положения, не противоречащие ей). Данная ссылка не означает, что Договор является частью Бернской конвенции и что для государств, не являющихся членами Бернского союза, присоединение к Договору является автоматическим присоединением к Бернской конвенции и влечет для таких государств возникновение каких-либо обязательств в отношении государств Бернского союза, не ставших участниками Договора.
Особенностями юридической техники Договора, помимо отсылочных норм, являются так называемые "согласованные заявления", относящиеся к отдельным статьям Договора. Данные согласованные заявления выражают общую позицию государств, подписавших Договор, по отдельным неоднозначно трактуемым положениям, которая в некоторых случаях выходит за рамки самих конвенционных норм. [4]
В соответствии с этим Договором в число объектов, названных в Конвенции, включены и охраняемые как литературные произведения компьютерные программы. Их охрана по правилам Бернской конвенции осуществляется независимо от способа или формы их выражения. В число составных произведений, определенных в статье 2(5) Бернской конвенции, вошли компиляции данных (базы данных) или другой информации, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат творческой деятельности и охраняются как таковые. Законодательство Республики Беларусь полностью восприняло данные нормы. В соответствии со статьей 7 Закона РБ "Об авторском праве и смежных правах" компьютерные программы и базы данных охраняются как литературные произведения.[1]
Однако некоторые авторы возражают против отнесения компьютерных программ к литературным произведениям. В отличие от традиционных объектов авторского права, форма и содержание компьютерных программ могут быть отделены друг от друга и иметь самостоятельное применение. Как содержание программы (алгоритм), так и форма ее выражения (исходный текст и объектный код программы) являются результатом творческого труда и, следовательно, в равной мере заслуживают правовой охраны. В связи с этим правовая охрана компьютерных программ должна обеспечиваться нормами авторского права (для программ, оригинальных по форме выражения) и нормами патентного права (для программ, существенно новых по содержанию и решающих техническую задачу), либо одновременном применении норм авторского и патентного права. Поскольку компьютерная программа является комплексным, составным, синтетическим объектом, не все его элементы могут рассматриваться как литературное произведение. Прямое отнесение всего объекта к категории произведений литературы не соответствует правовой природе данного объекта. Поэтому компьютерные программы необходимо исключить из категории литературных произведений и выделить их в самостоятельный объект авторского права.[5]
Следует отметить, что Договор дополнил не только перечень охраняемых авторским правом произведений, он также уточнил перечень имущественных авторских прав, предусмотрев право автора на распространение своих произведений, а также право автора компьютерной программы или кинематографического произведения разрешать коммерческий прокат для публики оригиналов своих произведений или их экземпляров (ст. 7). В качестве самостоятельного права Договор также предусмотрел право авторов литературных и художественных произведений разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи (ст. 8). [1]
При этом Договор позволяет каждому договаривающемуся государству по своему усмотрению определять или не определять условия, на которых исчерпание права на распространение применяется после первой продажи или иной передачи права собственности. [4]
Договор также внес изменения в продолжительность сроков охраны, предоставляемых произведениям в соответствии с нормами Бернской конвенции. Он отменил норму Бернской конвенции об установлении 25-летнего срока охраны фотографических произведений. Последние в связи с этим должны охраняться в государствах - участниках Договора так же, как и иные произведения, т.е. в течение 50 лет после смерти их авторов (ст. 9). Данное требование полностью учтено Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 22).[6]
В дополнение норм Бернской конвенции Договор содержит обязательства стран-участниц в отношении технических мер. Он обязывает подписавшие его государства предусматривать соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом (ст. 11). Указанное обязательство соблюдается и в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 39 Закона РБ "Об авторском праве и смежных правах" действия, направленные на обход технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением принадлежащих им прав, рассматриваются как нарушение авторского права, влекущее ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Во исполнение обязательств, возложенных на Республику Беларусь рассматриваемым Договором, Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах" к нарушению авторского права относит и следующие действия:
- устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;
- распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений или экземпляров произведений, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами [3, ст. 12, 6, ст. 39].
Под информацией об управлении правами и Договор, и Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах" подразумевают информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры и коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения [3, ст. 12,6 ст. 4]
Пройдя в течение нескольких веков процесс формирования, право интеллектуальной собственности продолжает активно развиваться как на международном, так и на национальном уровнях.