7.7. Внешние экономические связи
Основными статьями экспорта Тувалу являются копра, кокосовые орехи, бананы, мороженая рыба, овощи, ремесленные изделия, одежда и обувь. Страна зависит от импорта продовольствия, промышленных товаров, машин и топлива. Импорт намного превосходит экспорт. В 2006 году объём экспорта составил AUD$ 13 033 348, а импорта — AUD$ 16 838 622.
Основными партнёрами по импорту в 2006 году являлись Фиджи (46,1 %), Япония (18,9 %), Китай (18,2 %), Австралия (7,7 %), Новая Зеландия (4,1 %). Основные партнёры по экспорту — Германия (60,5 %), Италия (20,1 %), Фиджи (6,9 %).[3]
7.8. Денежная система и финансы
Денежные единицы Тувалу — доллар Тувалу и австралийский доллар. В период с 1966 по 1976 год в стране находился в обращении только австралийский доллар, но с 1976 года был введён доллар Тувалу, который существует только в виде монет. Сам по себе он не является самостоятельной валютой, но, тем не менее, имеет свой код ISO 4217. В денежном эквиваленте доллар Тувалу приравнен австралийскому доллару.
По бюджету на 2006 год расходы составляли 23,05 млн долларов США, а доходы — 21,54 млн долларов США.[3] При этом расходы правительства Тувалу остаются очень высокими: их соотношение с ВВП страны колебалось в пределах 150—220 % в период с 1999 по 2003 год.[114] Из этого следует, что расходы правительства являются главной движущей силой экономической активности в Тувалу. Вызвано это тем, что частный сектор находится только в зачаточном состоянии, и вряд ли он сможет стать ведущим сектором экономики из-за многочисленных факторов, сдерживающих его развитие.[114]
Важным источником пополнения бюджета страны являются также почтовые марки, которые вызывают интерес филателистов со всего мира.
В стране отсутствует центральный банк, а внутренняя банковская система Тувалу представлена всего одним банком — Национальным банком Тувалу, который находится в собственности правительства.[115]
8. Культура
8.1. Социальная организация
Ещё до появления в Тувалу европейцев местное население было разделено на отдельные группы, члены которых обладали определёнными правами и обязанностями. Исторически каждый остров архипелага был политически самостоятельным, хотя между атоллами Фунафути, Нукуфетау, Нукулаэлаэ и Ваитупу существовали тесные связи, основанные на почитании общего предка и ритуальной иерархии.[116]
Признанными лидерами традиционного общества как в политическом, так и в религиозном смысле, были алики (тувалу aliki), или вожди, власть которых передавалась по наследству. Обладая огромным авторитетом, они руководили жизнью островитян. Согласно представлениям народа тувалу между сверхъестественным миром и алики существовала тесная взаимосвязь: по сути, вождь был тенью более могущественного и властного существа, которому подчинялась вся Вселенная.[117] Любое решение алики было окончательным и неизменным, поэтому каждый островитянин был обязан ему подчиниться, иначе могло последовать наказание вплоть до смерти. Приближённых и помощников алики называли тао-алики (тувалу tao aliki). Они консультировали верховного вождя по вопросам ведения хозяйства, доносили о возможных угрозах, были посредниками между жителями и алики, организовывали распределение земли и еды между общинниками.[117] Особым почтением пользовались старейшие главы общин. Они могли делать замечания алики (в основном в вопросах продуктового обеспечения и подготовки к войне), часто консультировали его. Женщины занимались домашним хозяйством, плели циновки, корзины, делали украшения. Каждая тувалийская семья, или солога (тувалу sologa), занималась определённым делом в общине: кто-то строил дома, кто-то каноэ и так далее.[117]
8.2. Музыка и танцы
Значительное место в жизни народа тувалу занимает музыка и танцы, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.
Музыкальный стиль Тувалу развивался на протяжении нескольких веков и его можно описать как «музыкальный микрокосм Полинезии, где сосуществуют современные и более старые стили».[118] Тем не менее многие из музыкальных и танцевальных традиций не сохранились.[118] Негативное влияние в этом отношении сыграло появление в Тувалу христианских миссионеров, которые распространяли среди островитян песни с религиозным содержанием и европейской мелодией и запрещали исполнение многих традиционных танцев по этическим причинам.[119] Например, до появления на островах миссионеров традиционная музыка сопровождалась пением, которое было похоже на монотонное чтение, но впоследствии эта традиция исчезла, как и особые песни, которые исполнялись женщинами во время работы мужчин.[118] Тематика песен была весьма разнообразной: в основном в них отражалась повседневная жизнь островитян, их чувства и эмоции. Существовали и песни на мифологическую тематику.[120]
Кроме развлекательной функции, два традиционных тувалийских танца факанау (тувалу fakanau) и факасеасеа (тувалу fakaseasea) имели и другое важное значение: они исполнялись в честь правящих вождей или отличившихся островитян, которые преуспели в сооружении каноэ, рыболовстве, отличились мужеством.[121] Однако из этих двух танцев сохранился только факасеасеа.
Факанау представлял из себя сидячий танец, сопровождавшийся движением рук и верхней части туловища. Он был широко распространён на островах Ниутао и Нукуфетау и исполнялся преимущественно мужчинами, которые сидели кругом.[122] В центре обычно находился дед, считавшийся наиболее опытным в исполнении танца и занимавшийся выдерживанием такта.[123] На Ниутао танец иногда исполнялся сидя на коленях или стоя. Несмотря на популярность факануа, прибывшие на острова миссионеры посчитали этот танец слишком эротичным и запретили его.[121] Запрет был также вызван тем, что факанау имел и религиозное значение.
Традиционным женским танцем на острове Ниутао был ога, или онга (тувалу oga, onga), который исполнялся либо сидя, либо на коленях.[122] Факасеасеа в отличие от факанау сопровождается более медленной мелодией, а исполняется одним или двумя танцорами. Остальные же присутствовавшие поют или отбивают такт.
Самым известным видом танца, как и музыки Тувалу, является фателе (тувалу fatele), в котором прослеживается сильное влияние европейской мелодичности и гармоничности, а лиризм является важнейшей чертой.[118] Танцоры при исполнении фателе сидят в два или более ряда, так что лучшие из них находятся спереди в центре. Полукругом, лицом к танцорам, сидят мужчины и молодёжь, которые составляют хор и отбивают такт, ударяя ладонями по циновками (иногда даже по небольшим деревянным сундукам).[124]
Единственным инструментом, который использовался для музыкального сопровождения танцев, был небольшой щелевой гонг, который назывался или нафа (тувалу nafa), или пате (тувалу pātē, он меньше размером, чем нафа).[125] Очень часто мелодия получалась благодаря лёгким ударам веерами по ладоням. При исполнении факасеасеа и фателе женщины и мужчины хора сильно били по циновкам, на которых они сидели, чтобы таким образом отбивать такт песни, а при исполнении ога — хлопали в ладоши.[124]
8.3. Спорт
В Тувалу есть своя национальная сборная по футболу. Однако национальная федерация не входит в ФИФА, оставаясь при этом ассоциированным членом Конфедерации футбола Океании. Первый международный матч с участием сборной Тувалу по футболу состоялся 29 августа 1979 года, в котором Тувалу проиграла сборной острова Таити со счётом 0:18 (это стало крупнейшим поражением сборной).[126] Крупнейшую победу сборная Тувалу одержала над сборной Тонга 31 августа 1979 года на Южнотихоокеанских играх в Фиджи со счётом 5:3.[126] В 2007 году национальная сборная Тувалу стала первой сборной мира, не входящей в ФИФА, которая приняла участие в отборочных матчах Чемпионата мира по футболу.[127]
Национальный олимпийский комитет страны был сформирован в 2004 году и официально признан МОК в 2007 году.[128] Всего в стране насчитывается 11 действующих национальных спортивных федераций, из которых шесть являются членами международных федераций: по бадминтону, баскетболу, волейболу, тяжёлой атлетике, теннису и настольному теннису.[129] В 2008 году сборная Тувалу впервые участвовала в Летних Олимпийских играх, проходивших в Пекине (хотя и не завоевала ни одной медали), и была представлена в лёгкой и тяжёлой атлетике. В зимних Олимпийских играх страна ни разу не участвовала.
Подробнее по этой теме см.: Тувалу на летних Олимпийских играх 2008.
ПраздникиПраздники Тувалу[130]:Социальная сфера Здравоохранение
После получения независимости в 1978 году правительство Тувалу рассчитывало построить на всех отдалённых островах высококачественные медицинские учреждения, но из-за нехватки средств, в конце концов, было принято решение о сосредоточении всех имеющихся ресурсов на модернизации единственного крупного медицинского объекта страны — Больницы принцессы Маргарет (англ. Princess Margaret Hospital), расположенной на атолле Фунафути. Новое современное здание больницы было открыто в 2003 году (строительство велось при поддержке Японии).[131] За пределами столицы Тувалу нет постоянных и частнопрактикующих врачей, а все медицинские услуги в стране предоставляются Министерством здравоохранения.[131] Визиты врачей на отдалённые острова происходят редко, что негативно сказывается на здоровье людей.
Основной причиной заболеваемости в Тувалу являются различные инфекционные заболевания: ежегодно регистрируется тревожное количество кожных, острых респираторных и глазных инфекций[132] (болезни дыхательных путей, прежде всего, грипп, простуда, являются самыми распространёнными).[133]
Став участником мировых экономических процессов, в Тувалу стали обычными болезни неправильного образа жизни, связанные с увеличением в рационе местных жителей риса, сахара, консервов и других нетрадиционных продуктов.[131] К ним относятся сахарный диабет, гипертония и ожирение. Дети часто болеют диареей, гастроэнтеритом.[132] Особую опасность в последние годы представляют заболевания, передающиеся половым путём. Наиболее широко они распространены среди местных моряков, которые работают на иностранных судах (они же входят в группу риска ВИЧ/СПИД). У около 20 % населения Тувалу в организме найдены нематоды, являющиеся возбудителями филяриатоза[131] (заболевания, сопровождающегося воспалением и закупоркой лимфатических сосудов, которое приводит к отёчности и припухлости окружающих тканей.[134])[131]