«Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
·ценными бумагами;
·денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
·денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами».[12]
«Под средствами инвестирования в ценные бумаги понимаются денежные средства, находящиеся в собственности учредителя управления, и переданные им доверительному управляющему в целях инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, принадлежащие учредителю управления и полученные в результате исполнения доверительным управляющим обязанностей по договору».[13]
«ИП Никульцов Л.Ю. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ЗАО "Регистрационная компания "Центр-Инвест" в лице филиала "Иркутское фондовое агентство" о понуждении внести запись в реестр акционеров открытого акционерного общества (ОАО) "Объединение вычислительной техники и информатики" в виде лицевого счета доверительного управляющего ИП Никульцова Л.Ю. с зачислением на него бездокументарных ценных бумаг учредителей управления.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил предмет исковых требований, в результате чего предметом рассмотрения явились требования о признании незаконным отказа регистратора ЗАО "Регистрационная компания "Центр-Инвест" в лице филиала "Иркутское фондовое агентство" внести запись в реестр акционеров ОАО "Объединение вычислительной техники и информатики" в виде лицевого счета доверительного управляющего ИП Никульцова Л.Ю.
Решением от 12 марта 2007 года Арбитражный суд Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Как установлено судом первой инстанции, истцу по договору доверительного управления ценными бумагами от 10.10.2006 переданы в доверительное управление права, удостоверенные 1000 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Объединение вычислительной техники и информатики".
Индивидуальный предприниматель Никульцов Л.Ю. обратился в филиал "Иркутское фондовое агентство" ЗАО "Регистрационная компания "Центр-Инвест" с требованием открыть счет доверительного управляющего Никульцова Л.Ю. в реестре акционеров ОАО "Объединение вычислительной техники и информатики".
18.10.2006 регистратор уведомил ИП Никульцова Л.Ю. об отказе во внесении записи в реестр акционеров ОАО "Объединение вычислительной техники и информатики" в связи с непредставлением всех необходимых документов.
Полагая, что отказ во внесении записи в реестр акционеров ОАО "Объединение вычислительной техники и информатики" является незаконным, ИП Никульцов Л.Ю. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании незаконным отказа регистратора ЗАО "Регистрационная компания "Центр-Инвест" в лице филиала "Иркутское фондовое агентство" внести запись в реестр акционеров открытого акционерного общества (ОАО) "Объединение вычислительной техники и информатики" в виде лицевого счета доверительного управляющего ИП Никульцова Л.Ю.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений указанной статьи гражданские права могут быть ограничены нормами специального закона, если это необходимо для обеспечения прав и законных интересов других лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39 "О рынке ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ) определено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется юридическим лицом.
Таким образом, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" установлено, что только юридическое лицо может осуществлять деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, что не противоречит Конституции Российской Федерации и не нарушает права и интересы индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного оснований к отмене решения от 12 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-24663/06-13 не имеется».[14]
Основная идея нормы в том, что существует возможность, в целях доверительного управления, объединения пакетов бумаг, передаваемых в управление разными лицами. Но они должны быть обособлены от имущества управляющего и от принадлежащих ему ценных бумаг. Его деятельность не требует наличия лицензии, если доверительное управление связано только с участием в управлении обществом.
В другом случае, доверительный управляющий акциями и облигациями осуществляет все правомочия их учредителя (право голосовать на общем собрании и т.д.), закрепленные соответствующей ценной бумагой. Ограничена или исключена может быть только возможность отчуждения переданных в управление акций и облигаций.
Если же доверительный управляющий в одной и той же сделке одновременно представляет интересы двух сторон по договорам, то перед этим он должен получить согласие контрагентов на совершение такой сделки. Ценные бумаги, которые управляющий приобрел в ходе исполнения договора, также становятся объектом его доверительного управления на условиях, предусмотренных первоначальным договором с учредителем.
К особенным случаям возникновения такого вида правоотношения, как доверительное управление имуществом, можно отнести постоянное управление имуществом подопечного, управление по завещанию и другие (п. 1 ст. 1026 ГК). То есть вместо собственника имущества учредителем управления может быть орган опеки и попечительства, нотариус, исполнитель завещания и другие органы.
Выгодоприобретателем становится подопечный (договор в пользу третьего лица). Управление происходит по общим правилам действия договора доверительного управления имуществом, предусмотренным главой 53 ГК.
Однако для данного случая необходимо указывать в договоре ограничения в деятельности для управляющего. Он не вправе:
·совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;
·совершать любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного;
·совершать сделки с самим подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.
«Договор доверительного управления имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК. Кроме того, основанием для прекращения данного договора является прекращение опеки и попечительства (ст. 40 ГК). В частности, прекращается опека над малолетним подопечным по достижении им 14 лет».[15]
Глава 2. Стороны в договоре доверительного управления имуществом. Заключительные положения
2.1 Права и обязанности управляющего
Как видно из п. 1 ст. 1015 в лице управляющего может выступать дееспособные и правоспособные физические, юридические лица как российские, так и иностранные. Не может любое унитарное предприятие (коммерческое унитарное предприятие, учреждение, государственный орган, орган местного самоуправления и другие).
«Доверительное управление средствами Пенсионного фонда РФ разрешено только управляющим компаниям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами».[16]
По закону недопустимо, чтоб выгодоприобретатель и доверительный управляющий существовали в одном лице, так как он действует в интересах первого (п. 3 ст. 1015 ГК).
Что касается прав доверительного управляющего, то они у него имеются в соответствии с законом и пунктами договора об этом (владения и пользования). Его деятельность должна быть направлена на получении прибыли, действуя в интересах выгодоприобретателя, так как договор часто заключают на длительный срок. Также часто управляющего ограничивают в праве распоряжения доверенного ему имущества (п. 1 ст. 1020 ГК), либо данное право можно осуществить, если собственник будет согласен.
«Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества».[17]
Раз имущество передается с целью его сохранения, приумножения, получения от него доходов и его собственником по-прежнему остается учредитель управления, то права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав этого имущества.