После заключения договора управляющий вправе потребовать от учредителя управления реальной передачи ему имущества (ст. 398 ГК), а в случае заключения договора на передачу недвижимости – фактической передачи и участия в государственной регистрации такой передачи (ст. ст. 398, 551, 1017 ГК). После этого за его содержание также отвечает собственник (ст. 210 ГК) и несет риск приращения, уменьшения, случайной гибели или случайного повреждения имущества (ст. 211 ГК).
К правам доверительного управляющего также можно отнести:
1. возможность использовать вещно-правовые способы защиты своего владения;
2. право обращения в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301, 302 ГК), и с иском об устранении других нарушений его прав.
К непосредственным обязанностям того же доверительного управляющего относится предоставление отчетности в порядке и в сроки, предусмотренные договором (это может быть предусмотрено актами законодательства: инструкции ЦБ РФ от 2 июля 1997 г. N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации"). В нем необходимо указывать все операции, проведенные с данным ему имуществом, сообщения о нынешнем его состоянии и т.д.
2.2 Учредитель управления (собственник имущества) и порядок перепоручения доверительного управления имущества
Учредителем управления может быть юридическое лицо, физическое лицо (ст. 1026 ГК), также публичное образование. Не может быть им лицо (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения), имеющее право хозяйственного ведения или оперативного управления.
Основное требование к учредителю, чтоб за ним было закреплено право собственности на имущество, которое он хочет передать в доверительное управление.
Также «на стороне учредителя управления может быть несколько лиц, если в доверительное управление передано имущество - собственность не одного, а нескольких субъектов».[18]
Порядок перепоручения доверительного управления имуществом доверительным управляющим другому лицу предусмотрен в ст. 1021 ГК РФ: «Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он:
·уполномочен на это договором доверительного управления имуществом;
·получил на это согласие учредителя в письменной форме;
·вынужден в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок».
Такие меры доверительному управляющему лучше применять в экстренном случае, так как за все действия передоверяемого лица управляющий отвечает перед собственником как за свои. При этом данному лицу нужна доверенность от управляющего и заключение договора.
2.3 Ответственность доверительного управляющего и порядок прекращения договора
На доверительном управляющем имуществом собственника лежит множество обязанностей, за неисполнение которых он должен отвечать в соответствии с нормами гражданского права. Так, из обязанности должным образом проявлять заботу об имуществе вытекает пункт 1 ст. 1022 ГК РФ об ответственности за ее не проявление и возмещение упущенной выгоды выгодоприобретателю (неполученные доходы за период доверительного управления имуществом), а учредителю управления – убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, и упущенную выгоду. Но если доверительный управляющий докажет, что убытки возникли из-за действия непреодолимой силы (природных неконтролируемых условий), то он не обязан их возмещать. Также, он освобождается от ответственности в случае, если убытки возникли вследствие неверных указаний выгодоприобретателя или учредителя управления.
В соответствии с п. 2 ст. 1022 управляющий ответственен лично за неудачи в сделках, совершенных с превышением данных ему полномочий и ограничений. А если участвующие в этой сделке лица не знали и не должны были знать об этом нарушении доверительного управляющего, то обязательства могут исполняться за счет доверенного имущества. Учредителю в таком случае возмещаются понесенные им убытки.
Может быть такая ситуация, что доверенного имущества может не хватить для данной цели. Тогда взыскание будет обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его – соответственно на имущество учредителя, отделенное от доверенного.
«На основании п. 7 ст. 18 Закона о накопительной части пенсии к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений не применяются положения п. 3 комментируемой статьи в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление».[19]
«Договор доверительного управления имуществом может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены учредителю управления или выгодоприобретателю ненадлежащим исполнением договора доверительного управления».[20]
Данный пункт может обеспечить в договоре доверительного управления возмещение убытков, которые могут понести учредитель или выгодоприобретатель вследствие ненадлежащих действий управляющего.
«Камчатская специализированная морская инспекция Министерства природных ресурсов Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с иском к ЗАО "Корсаков Тралфлот" о взыскании 276506750 руб. ущерба, причиненного живым ресурсам исключительной экономической зоны Российской Федерации незаконным выловом минтая.
Решением от 04.08.2006 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что причиненный биоресурсам ущерб в размере 276506750 руб. не может быть взыскан с ЗАО "Корсаков Тралфлот", поскольку принадлежащий ему большой автономный траулер-морозильщик "Капитан Болсуновский" передан в доверительное управление и по правилам статьи 1022 ГК РФ у ответчика отсутствовали полномочия на управление и контроль за деятельностью данного судна.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения от 04.08.2006, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 19.03.2003 Камчатской специализированной морской инспекцией проведена проверка транспортного рефрижератора "Ланжерон" (судовладелец ООО "Бриг"), в результате которой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды, выразившееся в наличии на борту неучтенной мороженой рыбопродукции, то есть несоответствие общего количества продукции, находящейся на борту судна, количеству продукции, взятому на борт судна в соответствии с коносаментами, а также данным о количестве продукции в промысловом журнале и журнале судовых суточных донесений.
Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.04.2003 по данному факту в отношении капитана ТР "Ланжерон" В.А. Билина возбуждено уголовное дело, в ходе предварительного расследования по которому установлено, что отгрузку рыбопродукции на ТР "Ланжерон" осуществляло в том числе судно БАТМ "Капитан Болсуновский" под управлением капитана С.А. Тюрина. По данному факту в отношении С.А. Тюрина возбуждено уголовное дело.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Судом установлено, что 01.11.2002 между ЗАО "Корсаков Тралфлот" (учредитель управления) и ЗАО "Дальрыбкомфлот-Сахалин" (доверительный управляющий) заключен договор N Д-КТФ-01 доверительного управления рыбопромысловыми судами, в числе которых значится БАТМ "Капитан Болсуновский".
В соответствии с частью 1 статьи 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.
Под судовладельцем согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания РФ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Таким образом, судом сделан правомерный вывод о том, что законным судовладельцем БАТМ "Капитан Болсуновский" с момента заключения договора доверительного управления является ЗАО ""Дальрыбкомфлот-Сахалин".
Как установлено судом, приказом N 225-к от 09.12.2002 Тюрину С.А. с 09.12.2002 по 19.05.2003 предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
Следовательно, в момент обнаружения Камчатморинспекцией незаконного лова сырца минтая капитан БАТМ "Капитан Болсуновский" Тюрин С.А. в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, утвержденным Приказом Роскомрыболовства РФ от 30.08.1995 N 140, не подчинялся ЗАО "Корсаков Тралфлот" и не являлся согласно статье 71 КТМ РФ представителем данного общества на судне.
Тюрин С.А. в период работы на БАТМ "Капитан Болсуновский" выполнял задание судовладельца, то есть доверительного управляющего в части осуществления рыбного промысла и эксплуатации судна.