Смекни!
smekni.com

Из истории буддизма в Бурятии (стр. 1 из 5)

Реферат

На тему: « Из истории буддизма в Бурятии»

Содержание

1.Ступа. Субурган

2.Молитвенные барабаны

3.Добродетель простираний или о том, как правильно совершать поклоны

4.Медитация Важдрасаттвы

5.Учение Будды Шакьямуни.

6. Учение Ганжур в Бурятии

1. Ступа. Субурган

Субурган - это суть есть ничто иное, как изображение древних индийских ступ. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни; впоследствии субурганы воздвигались там не только на местах замечательных событий, но служили еще гробницами для лам, известных святостью своей жизни и своими подвигами на благо буддийской веры.

В религиозном смысле она почитается как символ Просветленного Ума Победоносных Будд.

В домашнем алтаре (гунгарва), который есть у каждого верующего человека, можно увидеть маленькую копию ступы. Она является обязательным атрибутом любого буддийского алтаря.

Рассматривая фигуру субургана в архитектурном отношении, мы находим, что он состоит вообще из трех частей: пьедестала (сэнтэй), главной части (бумба) и шпица; в частности же пьедестал может быть разделен на следующие составные части: а) плинт, состоящий из четырех ступеней, причем нижняя ступень наиболее массивна и высота ее представляет суммы высот остальных четырех ступеней. б) фуст, представляющий сплошной параллелепипед. Высота его равна высоте плинта, а апофема несколько меньше диаметра окружности, вписан-ной в последнюю ступень плинта. в) карниз, состоящий из трех ступеней, причем высота её равняется сумме высот двух остальных ступеней.

Главная часть субургана (бумба) покоится на базе (бан-рим), состоящей их четырех главных, равных по высоте ступеней и двух меньших, при чем одна из этих меньших (гэбчжу) лежит на основании базы, а другая (бум-дан) на вершине.

Сама бумба представляет собою два наложенных друг на друга усеченных конуса с равными радиусами больших оснований. Нижний конус обращен большим основанием вверх, а верхний - вниз, образующая линия нижнего конуса вдвое больше образующей верхнего. Высота бумба равна высоте плинта, сложенной с высотой фуста.

Шпиц, или третья часть субургана, состоит из трех частей: а) шейки, или основания (брай) б) собственно шпица, представляющего довольно высокий усеченный конус, украшенный тринадцатью металлическими кольцами (чойнкор чжи-сум) и в) коронующей части, состоящей из двух, обращенных друг к другу широкими основаниями, усеченных конусов (диаметр большего основания верхнего конуса «тук-кэб» вдвое больше диаметра большего основания нижнего конуса - «тук-тун»), увенчиваемых изображениями луны, солнца и пламенеющего огня (нада). Высота всего шпица равна высоте базы, на которой покоится бумба.

Как видите, строение ступы продумано геометрически и имеет пропорциональные симметричные формы. Служа изображением священных предметов, долженствующих напоминать о славных событиях из истории буддизма, субурганы являются для буддистов такими же предметами поклонения и чествования, как статуи бурханов или божеств.

Воздвижение ступ посвящается светлой памяти всех лам, живших и работавших в буддийских дацанах, совершавших подвиги во благо буддийской веры.

2. Молитвенные барабаны

Хурдэ («колесо мани») - это молитвенный барабан, внутри которого находятся дхарани - молитвы, написанные на длинных полосах ткани, пергамента или бумаги и свернутые в цилиндр.

Когда вы вращаете эти барабаны, то мантры, находящиеся внутри приводятся в действие. Как сказано в священных буддийских сутрах, польза вращения колеса мани такова: «Вы одолеваете все инфекционные и обычные болезни, уничтожаете мар, осквернения, нечистоту и раздоры, уничтожаете войска демонов.

Четыре Махараджи и десять Хранителей сторон защищают от всех препятст-вий. Этой практикой очищаются пять беспросветных грехов, десять неблагих деяний и карма, приводящая в плохие формы жизни. Обретете чудесное рождение в середине лотоса на львином троне в стране Будды Амитабхи Сукхавати. Будете ходить из одной страны Будды в другую. Будете являть в десяти сторонах света деяния всех Будд. Того, кто вращает это колесо Мани, благословляют Учителя, идамы дают ему сиддхи, Сугаты думают о нем, Дхармапалы защищают».

Мантры, помещенные внутри колеса мани, очень часто являются именами будд, бодхисаттв или божеств.

На фотографии - колесо «Доншуур Маани», в котором 100 000 000 мантр Авалокитешвары (по тиб. - Ченрезиг) «Ом-Мани-Пад-Ме-Хум».

Мантра «Ом-Мани-Пад-Ме-Хум» обладает чудодейственной силой и является среди буддистов наиболее читаемой.

В вольном переводе с санскрита она звучит так: «Эй, держащий драгоценность и лотос, даруй благословения (сиддхи) Тела, Речи и Сознания Будды». У мантры Ом-Мани-Пад-Ме-Хум иногда бывают загадочные или фантастические переводы. слог «Ом» означает Тело всех будд, этот слог - также начало всех мантр; «Мани» значит на санскрите «драгоценность», «Падме» значит «лотос», «Хум» выражает собой ум всех будд и часто им заканчиваются мантры. Произнося МАНИ ПАДМЕ, мы называем Ченрези через его атрибуты: «Тот, кто держит драгоценность и лотос».

Также польза от произнесения этой мантры такова: первое - культивируется сострадание, второе - очищается пагубная карма и третье - улучшается зрение.

Подробнее о пользе вращения Колеса Мани вы можете прочитать в 6 номере альманаха «Легшэд», издаваемым Буддийским Институтом. Статья называется «Польза вращения колеса Мани и метод его созерцания» (из работ Лопсон Шакьи.)

3. Добродетель простираний или о том, как правильно совершать поклоны

Из наставлений Досточтимого Ело Ринпоче

В буддизме существует очень много разных способов выполнения поклонов. Два способа наиболее известны широкой массе, как полное и неполное простирания.

Неправильное соединение ладоней рук при полном их смыкании приводит к большой ошибке. Так как каждое движение в простирании имеет определенное символическое значение. Для правильного выполнения почитания и приветствия, вначале соедините кончики пальцев и плотно сомкните. Два больших пальца, подогнув, расположите внутри ладоней. Такое расположение рук будет подобно закрытому лотосу. Полый внутри, что символизирует Дхармакайю (космическое тело Будды) и ее причину- собрание изначальной мудрости. Внешняя форма ладоней, напоминающая Драгоценность-Чинтамани, символизирует Рупакайю (форменное тело Будды) и его причину - собрание благих заслуг. На двух больших пальцах созерцайте бодхисаттву Кунду-Занпо (всеблагого), держащего в руке Драгоценность или же бодхисаттву Авалокитешвару с Чинтамани в руках и исполняющего благопожелание. Все эти созерцания должны напоминать нам о том, что на основе пути, куда входит метод и мудрость, постигается плод - Дхармакайя и Рупакайя. В таком положении руками коснуться макушки головы, горла и сердца. Получаете благословение тела, речи и ума от трех Драгоценностей. Очищаются недобродетели и скверны трех дверей у всех живых существ.

Правильное выполнение поклонов имеет очень важное значение. Значение в сутрах и тантрах.. В тантрических текстах есть много объяснений по этому поводу. Как правильно делать неполное простирание. Неполное простирание выполняется касанием земли пятью конечностями: руками, коленями и лбом. Опускаясь на правое колено, следует думать: «Пусть все живые существа, которые находятся на неправедном пути, вступят на святой истинный путь». Опуская правую руку, думайте: « Будда пребывал в наивысшем состоянии просветления в медитации. В позе со скрещенными ногами, с наклоненной головой, имея в полноте все виды добродетелей». Опустив на землю правую руку, думайте так он подавил Мар и достиг просветления. Пусть все живые существа, подобно ему побеждают Мар. Пусть они достигнут изначальной мудрости Будд, пребывая в сердцевине просветления с мудрой «касания земли» Опустив на землю левую руку, думайте:» Пусть все живые существа, которые находятся на неправедном пути по неведению и являются трудноусмиряемыми, усмирятся через четыре способа обращения». Касаясь земли лбом, думайте: «Пусть все живые существа, отбросив гордыню, окажут почтение благим учителям, вознеся их на макушку головы, чтобы многими добрыми делами совершенно возвыситься. Через мое простирание пятью конечностями, пусть все живые существа очистятся от пяти скверн, совершенствуют пять видов сознания, и достигнут пяти сверхъестественных способностей. Полное простирание. Оно проводится при наличии всех конечностей, когда человек простирается по земле, словно сломленное дерево. Он вытягивает руки вперед и соединяет их, одновременно касаясь земли лбом. Опускание на землю, подобно сломленному дереву, обозначает сильное сожаление о совершенных грехах или же то, как рушится гора гордыни. Говоря кратко, осуществляя добродетели (простирания, чтение мантр, гороо) тремя дверьми - телом, речью, мыслью или же одной из них, всегда следует знать, что они совершаются на благо живых существ. Всех живых существ можно представить в образе людей. Большое значение имеет, если вы представляете, что от трех Драгоценностей, объектов Прибежища к вам идут потоки света и нектара. Ими наполняются тела и души всех живых существ, очищая их от недобродетелей и скверны, наделяя их благодатью. При такой практике, незначительными усилиями, накапливается великое собрание благих заслуг и мудрости, очищаются скверны.

Мантра приумножения добродетелей от совершения поклонов:

ОМ НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМА АСУШРИЕ НАМА УТТАМ ШРИЕ СУУХА (1 раз)

Мантра приумножения добродетели

ОМ САМБАРА САМБАРА ВИМАНА САРА МАХА ЗАВА ХУМ ОМ СМАРА СМАРА ВИМАНА САКХАРА МАХА ЗАВА ХУМ (7 раз)

Мантра освящения четок

ОМ РУЦИ РАМАНИ ПРАПА ТАРЬЯ ХУМ (7 раз)

Мантра, читаемая перед употреблением мяса