Городское хозяйство Москвы
1725-1800
В истории Москвы XVIII век характеризуется сдвигами в городском хозяйстве . Начало их относится к петровскому времени. В течение XVIII в. внешний облик Москвы заметно меняется: к концу века Москва уже в значительной степени теряет черты средневекового города. Благоустройство Москвы пошло быстрее во второй половине XVIII в., что следует поставить в связи с изменениями, происходившими в хозяйственной жизни страны. Рост капиталистических отношений способствовал отмиранию феодальных черт в облике Москвы, зарождению новых, буржуазных начал в городском хозяйстве. Вместе с тем надо подчеркнуть классовую ограниченность ряда мер по благоустройству, продиктованных интересами дворянства и верхушки купечества.
Борьба с пожарами.
В течении всего XVIII в., при деревянной, по преимуществу застройке Москвы, пожары по-прежнему были постоянным и грозным бедствием для городского населения . Мероприятия по каменной застройке Москвы оказались недостаточными. Наряду с ними принимались и другие противопожарные меры, которые к концу века дали известные результаты. Так, в 1736 г. был издан указ, вызванный пожаром, происшедшим 3 июня. На больших улицах велено было устроить колодцы ”с покрытием” на расстоянии 100 саженей один от другого, с двумя насосами при каждом. На малых улицах и в переулках колодцы предписывалось иметь во всех дворах. Московское купечество обязано было сделать 4 большие заливные трубы. Однако этот указ не предохранил город от нового бедствия. 29 мая 1737 г. в Москве, за Боровицким мостом, на Знаменке, случился страшный пожар, происшедший, по слухам, от свечки, которую женщина поставила перед иконой в своем чулане. ”К несчастию, тогда был ветер сильный, а время сухое ,- рассказывает очевидец,-то от сей денежной свечки распространился в скорости гибельный и страшный пожар, от коего ни четвертой доли Москвы целой не осталось. В Кремле дворцы, соборы, коллегии , ряды, Мясницкая, Покровка, Басманная, Старая и Новая слободы-все в пепел обращены... в сем же свирепом пожаре народа немало , а имения и товаров несчетное множество погорело”. Сгорели Спасский, Никольский, Троицкий мосты, а также часы с циферблатом на Спасской и Троицкой башнях.
Как доносил московский главнокомандующий Салтыков, пожар охватил 5 ”команд”, или частей, из тех 12, на которые тогда делилась Москва . Согласно официальной ведомости , сгорело 2527 обывательских дворов( число дворов в Москве в 1737-1745гг приближалось к 12000, следовательно , при пожаре в 1737г сгорело около 1/5 всех дворов), 486 лавок(кроме Китай-города) и много церквей. В огне погибло 94 человека.
В Москве каждый пожар вызывал раздражение населения против местных властей. Чтобы отвести от себя обвинение в этом бедствии , правительство объявило, что причиной пожара 29 мая были поджоги и что в Москве казнены якобы не только поджигатели, но и их сообщники. Пожары 1730-1750-х годов вызвали ряд новых постановлений. По предписанию московской полиции от 15мая 1739г были опечатаны на лето печи в домах, и жителям предписывалось около дворов своих ”содержать денно и ночно крепкий караул”.
Эти меры, нередко с трудом выполнимые (как запечатывание печей на лето), не давали существенных результатов.
В мае 1748г в Москве случилось 6 пожаров, опустошивших несколько районов. Всего выгорело 1227 жилых домов. В огне погибло 96 человек. Население было охвачено паникой. Полиция растерялась. Причиной майских пожаров правительство склонно было считать злой умысел необнаруженных поджигателей. Указ 3 июня 1748г вновь предписывал московской полиции, чтобы она наблюдала ”крайнюю предосторожность от пожаров и с особенным рачением поступала в поимке зажигателей”.
Особенно сильно взволновал московскую администрацию пожар, происшедший в ноябре 1753г во время пребывания в Москве двора. Сгорел дотла Головинский дворец, в котором помещалась императрица, наследник Петр Федорович и его жена(по распоряжению Елизаветы Головинский дворец был восстановлен в течение месяца). В 1773 также было несколько больших пожаров, от одного из них выгорела Тверская улица.
На необходимость принятия решительных мер по борьбе с пожарами настойчиво указывал наказ от жителей Москвы, данный депутату в Комиссии 1767г.В наказе говорилось, что нужны ”достаточные на то , по примеру других европейских городов, учреждения” и что сооружение печей, каминов, очагов и труб должно производиться под присмотром ”присяжных мастеров”. Но особенно обращалось внимание на наличие в Москве ”великого множества в тесноте... непорядно построенного деревянного строения” и на то, чтобы ”в знатнейших частях города запрещено было деревянное строение, и жителей принудить каменные домы и службы крыть черепицею”. Эти требования как бы намечали программу мероприятий правительства, и его дальнейшая деятельность в этом направлении показывает, что оно с этой программой считалось.
В XVIII в. о пожаре оповещал набат с церковных колоколен. Ночью, кроме того, что сторожа созывали обывателей на подмогу трещотками. Полиция наблюдала за пожарами из ”лантернов”-небольших башенок, которые выстраивались над мезонинами съезжих дворов. Лишь в 80-х годах XVIII века в Москве была создана специальная организация для тушения пожаров. За изданием в 1782г ”Устава благочиния” последовало составление проекта особой пожарной организации в Москве и сметы на содержание пожарных команд. На покупку пожарных инструментов было ассигновано 9337 рублей единовременно и по 2000 рублей ежегодно на их содержание и ремонт. Намечалось завести в каждом квартале(всего в городе было теперь 20 частей и 88 кварталов) одну небольшую заливную трубу, две малые ручные трубы, два чана или бочки и разные повозки.
Дальнейшие изменения в пожарную охрану внес ”Устав столичного г.Москвы” 1799г. ”Пожарная экспедиция” под управлением ”брандмайора” находилась в ведении полиции; в каждую полицейскую часть назначался брандмейстер - начальник пожарной команды. Жители обязаны были являться на пожар с пожарными инструментами, обозначенными на воротах каждого дома, - багром, ведром или топором.
Мероприятия по внешнему городскому благоустройству , как и при Петре I, проводились преимущественно в районах города, населенных зажиточными слоями.
Мосты.
Москва разделялась на части Москвой-рекой, имеющей в пределах города несколько поворотов, а также реками Яузой и Неглинной и множеством более мелких речек, и это делало вопрос о мостах одной из важных проблем благоустройства. Торгово-промышленное развитие Москвы также настоятельно требовало удобного сообщения между частями города, особенно между Замоскворечьем с его мануфактурами и ”заводами” и Китай-городом, где сосредоточивались торговые помещения.
В 1782г из 23 мостов города только 12 являлись ”окладными”, т.е. имеющими постоянные ассигнования, и на исправление их было положено 2642 рубля на год. Но так как цены на материалы повышались со дня на день, то этих денег не хватало.Московский главнокомандующий предлагал назначить на содержание мостов 6000рублей в год, чтобы на остатки от этой суммы произвести со временем замену деревянных мостов каменными.
Большое значение в жизни города имел Большой каменный мост, называвшийся Всехсвятским, который соединял центр города с Замоскворечьем .После того как весенним половодьем 1783г мост сильно повредило, было решено для уменьшения напора воды и вместе с тем для осушения болота устроить на южном берегу Москвы-реки против Кремля водоотводный канал. В 1786 г канал был углублен , и через него были перекинуты мосты. Однако наводнение в конце августа 1786г., бывшее следствием проливных дождей, причинило Каменному мосту большие разрушения, и в 1792г он был перестроен. На работы по переустройству Каменного моста в 1784-1792гг. была затрачена значительная сумма - 213000 рублей.
В 1788 был построен каменный Козьмодемьянский мост через Водоотводный канал — продолжение Большого Каменного моста. Для уменьшения нагрузки на Большой каменный мост в 1768г. был построен Крымский мост, сначала наплавной. После постройки, одновременно с Крымским , Пятницкого моста, по Большому Каменному мосту было запрещено возить большие тяжести. В 1780-х годах предполагалось заменить деревянный Москворецкий мост каменным, на постройку которого требовалось 600 000рублей.Однако эти средства не были изысканы, и Москворецкий мост остался деревянным.
В 1754-1756гг был сооружен каменный мост через реку Неглинную, соединивший Петровку с Лубянкой.
Проект заключить реку Неглинную в трубу, возникший в 1770-х годах, так и не был осуществлен в XVIII в. Еще в начале XIX в., Неглинная свободно протекала через площадь, образуя в весеннее половодье и во время больших дождей ”топь”.
Покрытия.
Если постройка и исправление большинства мостов в Москве производилась на казенные средства , то устройство мостовых и очистка города по-прежнему оставались в значительной степени обязанностью отдельных домовладельцев и учреждений.Это было причиной того, что до конца XVIII в., несмотря на повторные указы, вопрос о замощении и чистоте московских улиц оставался неразрешенным.
С конца 60-х годов исправление мостовых против присутственных мест было передано полиции. Был утвержден единовременный расход в 5776 рублей и ежегодный в 6766 рублей. В 80-х годах казенных мостовых в Москве было только 34 298 саженей.
Положение с мостовыми в Москве оставалось до конца века неупорядоченным. Деревянная мостовая лишь в некоторых местах-- перед присутственными местами и богатыми дворянскими особняками — прерывалась каменной. Были замощены камнем некоторые большие улицы и площади, особенно там, где ”имеется съезд уездных людей для торга”, чтобы ”в таких торговых местах уездным людям от грязей в приезде помешательства и в сборе пошлинном недоборов не было”. Участки улиц перед пустыми дворовыми местами лежали незамощенными.
Освещение.
В 18веке было положено в Москве начало постоянному уличному освещению. Это важное нововведение было одним из тех, которые меняли облик Москвы, как средневекового города. 27 ноября 1730г., по случаю пребывания двора в Москве , впервые был издан указ о ” сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей”. Полицеймейстерской канцелярии было предписано по большим улицам--- в Кремле,Китай-городе,в Белом,Земляном и в Немецкой слободе--поставить на столбах стеклянные фонари в расстоянии 10 саженей один от другого, по установленным образцам. Деньги на устройство должна была отпустить казна,но зажигание фонарей и содержание их в исправности лежали на обязанности самих жителей. В фонарях употреблялось конопляное масло. Однако фонари велено было зажигать лишь в те ночи, когда будет указано от двора (очевидно, в дни придворных балов и приемов), и поддерживать свет до полуночи. Срок для устройства нового освещения был дан очень короткий , а до установки фонарей владельцы домов по большим улицам, если их палаты или хоромы выходят на улицу, обязаны были в указанные дни до полуночи выставлять в окнах по 2-4 зажженных свечи, в зависимости от величины окна. Через 2 года московский генерал-губернатор граф Г.П.Чернышов донес Сенату, что по указу 1730г фонари в Москве в назначенных местах поставлены. В 1776г в Москве было установлено всего 600 фонарей. К концу века освещение улиц улучшилось.В 1782г. расход на освещение и содержание фонарей определялся в 11424 рубля в год. В 1800г общее число фонарей составило 6559; из них 4614 были укреплены на столбах, остальные прибиты к стенам домов.Фонари оставались фитильными с конопляным маслом, зажигались в течение 8 месяцев в году — с сентября по май.Так как освещение улиц было еще недостаточно, то в 18в по-прежнему сохранялся обычай ходить ночью с собственным фонарем; без фонаря по ночам через уличные рогатки никого не пропускали. Указом 25 июля 1735г летом, от мая до августа, было запрещено ходить с зажженными фонарями по улицам ”для предосторожности от пожара”.