ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Воронежский филиал
Кафедра экономики на предприятиях торговли
Контрольная работа
по дисциплине: «История экономических учений»
Тема № 2: «Экономическая мысль Древнего Мира»
Выполнила:
Проверила: доцент
Кирьянова З.Г.
Воронеж 2011
План:
I. Введение -------------------------------------------------------------------------------- 3
II. Содержание:
Глава 1: Экономическая мысль Древнего Востока.
1.1. Вавилония. Законы царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) ----------- 4
1.2. Китай. Конфуций (552 - 479 гг. до н. э.). Коллективный трактат
«Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.) ------------------------------------------------------ 5
1.3. Индия. «Артхашастра» (между IV-III вв.до н.э.) ----------------------------- 8
Глава 2: Экономические учения Древней Греции.
2.1. Ксенофонт (около 430 – около 354 гг. до н.э.) ------------------------------- 11
2.2. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) ---------------------------------------------------- 12
2.3. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) ---------------------------------------------- 13
Глава 3: Экономическая мысль Древнего Рима ------------------------------ 15
III. Заключение ------------------------------------------------------------------------- 17
IV.Список использованной литературы ---------------------------------------- 18
I. Введение.
В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.
Глава 1: Экономическая мысль Древнего Востока.
1.1. Вавилония. Законы царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.).
Одним из наиболее крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Из дошедших до наших времен ранних письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н. э. царем Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.
В законах царя Хаммурапи отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя. Они охраняют экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смертной казнью либо в лучшем случае обращением виновного в рабство. В связи с увековечением частной собственности деление общества на рабов и рабовладельцев также считается вечным и естественным явлением. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев и поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.
Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Вместе с тем они выражали заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, но при этом стремились поставить их на службу рабовладельческому хозяйству. Законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
1.2. Китай. Конфуций (552 - 479 гг. до н. э.). Коллективный трактат
«Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).
В Китае в период VIII – VII вв. до н. э. получают распространение железные орудия, ускорившие развитие земледелия и ремесла. Расширяются товарно-денежные отношения, и усиливается купечество. Община разлагается, а наследственная аристократия вытесняется частным рабовладельческим хозяйством. Происходит обострение межклассовых противоречий и внутри господствующего класса, нашедшее идеологическое отражение в конфуцианстве – по имени идеолога Китая Конфуция. Он защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, подчиненной естественным законам, которые открываются разумом – даром божиим – и охраняются гражданскими законами, составляющими естественное право. Эта теория развивалась на протяжении веков, но меняла свое классовое содержание и служила впоследствии защитой феодальной, а затем была приспособлена к защите буржуазной собственности. Отстаивая рабовладельческий строй, Конфуций стремился доказать, что он не противоречит прошлому строю, и в связи с этим стоял на стороне потомственной аристократии. Боясь усиления богатых, непотомственных рабовладельцев, Конфуций отстаивал интересы низшего, служилого класса рабовладельцев, который находился между аристократией и народом, вследствие чего социально-экономические взгляды ученого носят противоречивый характер. Он добивался осуществления принципа социального «равновесия» или сохранения рабства.
Конфуций различает «великую общность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном счете отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа. Однако в конечном счете Конфуций заботился о том, чтобы за счет народа увеличивалось богатство рабовладельцев. Он призыва народ больше работать и меньше потреблять. Вместе с тем, стремясь укрепить власть, Конфуций учил правителя, как заставить народ «трепетать» перед ним.
В IV – III вв. до н. э. появляется коллективный экономический трактат «Гуань-цзы», в котором допускалось вмешательство государства в экономическую жизнь; рекомендовалась борьба со спекуляцией путем создания хлебных запасов, которые позволяли добиваться стабилизации цен; признавалось целесообразным некоторое повышение цен на хлеб с целью развития земледелия; считались опасными высокие налоги; земледельцы трактовались как главная производительная сила.
Расширение функций государства объяснялось необходимостью создания ирригационной системы, строительство которой было возможно только на основе государственной поддержки.
В трактате содержатся рассуждения о стихийных закономерностях рынка, который является регулятором всех товаров; о законах колебания спроса и предложения; о взаимоотношениях между натуральным и товарным хозяйствами; о пределах вмешательства государства в торговлю.
В финансовой программе «Гуань-цзы» отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа.
Изменения в общественной жизни объясняются в «Гуань-цзы» сменой урожайных и неурожайных лет, а основой существовавших классов считается «высшее начало – дао». Труд провозглашается источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена. Авторы считают недопустимым, чтобы в результате обмена «мастеров» и «земледельцев» «продуктами труда» «выгоды у одних были больше, чем у других», и ратуют за то, чтобы «весь народ трудился одинаково и (тем самым) приобретал все поровну». Указывается, что «золото является той мерой, в которой исчисляются ресурсы государства», и оно «служит для народных масс средством обращения». В «Гуань-цзы» содержится вывод о том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Однако он используется для увековечения сословий: «Если бы все были знатны, то некому было бы трудиться и страна оставалась бы без доходов, но тогда не было бы знатных», без которых народ не смог бы жить по естественным законам. Составители «Гуань-цзы» хотели видеть «государство богатым, а народ довольным».
1.3. Индия. «Артхашастра» (между IV-III вв.до н.э.).
Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды»; законами Ману и сочинением «Артхашастра».
В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из естественного качества человека (варны), его долга.
Законы Ману трактовали рабство как извечное явление, утверждающее существование кастового строя и сформировали его принципы. Учение о кастах объясняло генезис рабства. Точно определялись обязанности рабов и рабство приравнивалось к общественному долгу. Кастовое направление в индийской экономической мысли позволяло представить классовое деление общества извечным и божественным установлением.