Смекни!
smekni.com

Лже-Нерон (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Предыстория
2 Исторические и психологические предпосылки появления
3 Первый самозванец
4 Второй самозванец
5 Третий самозванец
6 О Лже-Нероне в христианской традиции
7 Лже-Нерон в художественной литературе


Введение

Лже-Нерон — общее название для группы самозванцев, объявлявших себя императором Нероном, чудом избегнувшим осуждения и казни.

1. Предыстория

Император Клавдий Нерон был одним из самых одиозных владык Римской империи. Светоний передает рассказ о том, что когда отец Нерона Луций Агенобарб «человек мерзейший в любую пору своей жизни» получил известие, что у него родился сын, воскликнул, что «от него и Агриппины ничего не может родиться кроме ужаса и горя для человечества». Так это или нет, но рассказ Светония точно характеризует сложившееся уже в древности и закрепленное историей мнение о Нероне. К этому можно добавить слова Гальбы, сохраненные Тацитом, что «дурные люди всегда будут горевать о Нероне».

Считается, что он оказался на троне из-за честолюбия своей матери Агриппины Младшей. Опять же Светоний передает рассказ о том, что Агриппине было предсказано, что сын будет царствовать, но убьет её саму. В ответ она якобы воскликнула «Пусть убьет, лишь бы царствовал!»

Майкл Грант, автор книги о Нероне предлагает более взвешенное мнение — этот император не был жесток по натуре, но труслив, и часто шёл на поводу у своих любимцев. Все его кровавые жестокости по сути дела имели одну схему: Нерону доносили, что некто (чаще всего — осужденный, ссыльный) плохо отзывался о нём. Далее, постепенно входя в раж, император представлял себя этого человека главой растущего заговора, пугался за свою жизнь, и наконец отдавал приказание об убийстве.

Первой жертвой на пути к трону стал его собственный приемный отец Клавдий. Опять же, следуя Светонию, его отравила Агриппина, однако Нерон содействовал и полностью одобрял происходящее. Грант замечает, что античные писатели расходятся во мнении как именно было совершено убийство (отравленное блюдо белых грибов, отравленное перо, введенное в горло старому императору) — но в самом факте не сомневался никто.

Вслед за ним уже по инициативе самого Нерона последовала Агриппина, и сводный брат императора Британик, воспитатель юного Нерона — Сенека и затем сенаторы и всадники, заподозренные императором в покушении на его власть или подготовке заговоров.

Но погубило императора не только это. Античные авторы единодушно свидетельствуют, что Нерон одним из первых понял «какое наслаждение — власть» и по сути дела, отдав императоские обязанности на откуп своим вольноотпущеникам и префекту претория, предался безудержным развлечениям. Известно, что Нерон считал себя выдающимся певцом и артистом, и видимо, ставил свое увлечение выше обладания короной (сохранились его слова — в ответ на предостережение, что он может потерять власть, Нерон, якобы ответил «Прокормимся ремеслишком». И хотя римляне презирали актёрскую профессию как таковую, вразрез с обычаями, он появлялся на сцене и пел как греческие трагедии, так и поэмы собственного сочинения, участвовал в атлетических соревнованиях, заработав, по преданию не один десяток победных венков.

В последние годы правления, репутация Нерона была окончательно подорвана, «императора, поправшего узы родства считали способным на все», и потому, после знаменитого пожара, когда огонь на две трети уничтожил Рим, пошли упорные слухи, что император приказал поджечь город, чтобы перестроить его затем по своему вкусу, и во дворах ловили солдат, бросавших факела в ещё нетронутые огнем дома. Уверяли, что глядя на пожарище, он пел о падении Трои.

Это несчастье повлекло за собой первое в римской истории гонение на христиан. Следующий отрывок хорошо известен, однако же, стоит привести его ещё раз:

Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость. Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем — на основании их показаний — великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Казнили их с позором — одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов.

Нерон отдал для этого свой парк и, кроме того, устроил представление в цирке, где он сам, переодетый возницей, смешивался с толпой или вставал во весь рост на повозке. В итоге, хотя эти люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного человека.

— Тацит, «Анналы», глава 44

Так или иначе, назревавшее возмущение прорвалось в 68 г. н.э. когда против Нерона возмутились галльские легионы под командованием Юлия Виндекса, и к ним скоро примкнули римские гарнизоны стоявшие в Испании под руководством будущего императора Гальбы.

Император бежал в поместье своего вольноотпущенника Фаона, видимо, собираясь отплыть в Египет к войскам, ещё хранившим ему верность, но услышав о том, что сенат объявил его врагом Рима и присудил к казни, полагавшейся убийце родителей — забиванию насмерть плетьми, окончательно пал духом и покончил с собой.

2. Исторические и психологические предпосылки появления

Однако же, если Рим проклинал Нерона, восточные провинции и соседние страны хранили о нём благодарную память.

Так царь Парфии Вологез не мог забыть, что Нерон заключил с его страной выгодный для Парфии мир, и пышный прием, устроенный императором по поводу прибытия в Рим парфянского владыки Тиридата и требовал от сената почитания памяти Нерона.

Благодарную память о нём хранила и Греция, так как за несколько лет до своей смерти Нерон торжественно объявил о «свободе провинции Ахайя» — иными словами, серьёзных налоговых льготах. «Свобода» впрочем, просуществовала недолго, и была отменена Веспасианом и потому именно Греция с радостью встретила появляние первого самозванца.

Слухам о том, что император остался жив и скрывается, способствовало и то, само известие о смерти Нерона исходило по от единственного человека — Икела, вольноотпущенника Гальбы, который уведомил о произошедшем своего патрона. Также Нерону не воздавались почести и похороны не были публичными. Бывшие кормилицы императора Эклога и Александрия и его бывшая возлюбленная Акте на свои средства устроили скромные похороны и перенесли прах императора в усыпальницу Домициев — его отца и деда — но не в Музей Августа, где были похоронены предшествовавшие императоры, и это опять же вызывало толки.

Возможно, сыграло свою роль давнее предсказание придворных астрологов, что Нерон будет свергнут, но сохранит свое царство на Востоке (некоторые прямо указывали на Иерусалимское царство), кто-то даже обещал, что после свержения он через несколько лет вернется к прежнему состоянию.

3. Первый самозванец

Первый по времени Лже-Нерон появляется в Греции в том же 68 г. н. э. По свидетельству Тацита, видимо, недолюбливавшего греков за их «непостоянный и вероломный характер», он был с восторгом принят местным населением, давно подогреваемом надеждами и слухами о спасении императора. Имя первого самозванца в истории не сохранилось. Тацит считает его рабом из Понта, или — возможно, вольноотпущенником из Италии. Этот самозванец в какой-то мере походил на императора лицом и был к тому же искусным кифаредом, что «вселило в него уверенность, что ему удастся выдать себя за Нерона».

Самозванцу удалось привлечь на свою сторону беглых солдат, бродяг и нищих, с помощью греков раздобыть себе корабль и высадиться на остров Цитну, где в это время проводили отпуск солдаты римских восточных легионов. И здесь ему сопутствовал успех, значительная часть солдат перешла на сторону самозванца, над несогласными была учинена расправа. Армия самозванца пополнилась ещё освобожденными рабами, а казна — имуществом нескольких ограбленных купцов.

Особенно самозванец пытался перетянуть на свою сторону центуриона Сисенну, направлявшегося в составе посольства в Сирию. Однако же, центурион предпочел бежать с острова.

Первая победа вселила уверенность в сторонников Лже-Нерона. Восстание принялось шириться, на остров, ставший основной базой самозванца, стекались все недовольные правлением Гальбы и просто любители легкой наживы.

Конец самозванцу положило прибытие на остров Цитну проконсула Кальпурния Аспрената, которому Гальба поручил управление провинциями Галатия и Памфилия. Аспренат направлялся к месту назначения с почетным эскортом из двух трирем из состава Мизенского флота.

Здесь нашлись люди, передавшие командирам обоих кораблей приглашение от имени Нерона. Прикинувшись удрученным и взывая к чувству долга солдат, некогда столь верно ему служивших, он стал убеждать их поддержать начатое им дело в Сирии и в Египте. То ли вправду заколебавшись, то ли из хитрости, триерархи пообещали соответствующим образом настроить солдат, перетянуть их на его сторону и тогда вернуться; сами же пошли и все честно рассказали Аспренату. По его призыву солдаты штурмом взяли корабль самозванца, где этого человека — кто бы он на самом деле ни был — и убили. Голову его, поражавшую дикостью взгляда, косматой гривой и свирепым выражением лица, отправили в Азию, а оттуда в Рим.

— Тацит, «История», глава 69

4. Второй самозванец

О втором самозванце известно несколько больше. По свидетельству Диона Кассия, звали его Теренций Максим, и был он родом из Малой Азии. Опять же, самозванец походил на покойного императора лицом и голосом, и слыл искусным кифаредом (что было важно, так как Нерон всегда особенно тяготел к этому инструменту).