Корреспонденты Этнографического Бюро князя Тенишева приводили материалы о холодном приеме крестьянами таких же бедняков, как они, нищих и инородцев. Так в Сарыевской вол. Вязниковского у. странствующего бедняка или иностранца принимали лишь по наряду старосты[98]. «К лицам «низкого положения» (иноверцы, коновалы, нищие) относятся с презрением и в ночлеге отказывают. Иноверцев вообще считают людьми погибшими» (Меленковский у.)[99]. «Простому же человеку оказывается прием почти холодный. На ночлег в дом пускают, но скорее неохотно. При первом обращении направляют в зажиточный дом»[100]. Таким образом, можно отметить, что традиция хлебосольства с течением времени начинала исчезать и проявлялась лишь в случае, если крестьянин надеялся получить какую-либо выгоду, пуская, например, в дом богатого человека.
Хозяин приглашал гостя садиться или говорил с ним стоя, соизмеряя степень его достоинства: на этом основании, не приглашая гостя садиться, и сам или стоял, или сидел. Самое почетное место для гостя было под образами; сам хозяин сидел по правую руку от него. В разговоре наблюдалось то же отношение достоинств гостя и хозяина; так, приветствуя светских особ, спрашивали о здоровье, а монахов о спасении. Вообще, желая оказать уважение, называли лицо, с которым говорили, по отчеству, а себя уменьшительным полуименем. По мере достоинства гостя хозяин провожал гостя ближе или далее порога[101].
Следовательно, прослеживая всю сложную цепочку взаимоотношений крестьян, можно отметить, что практически везде наблюдалось уважительное отношение к старшим людям, а также людям богатым. Гостеприимство было широко развито, нередко гостей приглашали к столу. В отношении же приезжих также наблюдалось социально дифференцированное отношение: к богатым и духовным лицам - почтительно, стараясь всем угодить, в отношении нищих, иноверцев - холодное, редко оказывая помощь.
ГЛАВА II.СЕМЕЙНЫЙ БЫТ РУССКОГО НАРОДА
Основу крестьянской жизни составляла семья. Она выступала организующим началом во многих делах отдельного человека и общины в целом, регулируя, увязывая в условиях сельскохозяйственной деятельности интересы индивидуальные, личные с интересами всего коллектива селения. Семья не только воспитывала детей и вела хозяйство, а будучи первичным малым производственным сообществом она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта.
Семья крестьянина складывалась веками, народ отбирал ее наиболее необходимые «габариты» и свойства. «Признание роли семьи в материальном и нравственном благополучии человека и преемственности поколений, реализуемой в семье, отразилось в многочисленных пословицах, касающихся семейного быта, широко распространенных на всей территории расселения русских: «Семейное согласие всего дороже»; «Как родители жили, так и нам жить велели». Огромная роль преемственности, накопления опыта и межпоколенной передачи его в хозяйстве определяла и традиционность общественного сознания, ориентацию его на авторитет предшествующих поколений, авторитет стариков, на культивацию устойчивости основных элементов культуры»[102].
§ 1. Обычный порядок жизни семьи
Жизнь всей общины зависела от каждого ее члена, а формирование его основных качеств: трудолюбие, взаимопомощь, почитание и т.д., проходило в семье, но не с помощью каких-то особых приемов, а через обычную жизнь, через домашние отношения, через домашний труд. Семья и кормила, и учила, знакомила с хозяйством, заботилась о будущем, исправляла пороки, направляла поступки.
Труд крестьянина составлял основу самого существования семьи. Этот труд, тяжелый и непрерывный, определял образ жизни народа. Чтобы семья жила нормально, обеспеченно всем необходимым, все в ней вставали рано: летом с восходом солнца, а то еще раньше, осенью и зимой за несколько часов до света. Так корреспондент из Гавриловской вол., Суздальского у. сообщал: «Летом работают до упаду с 2 часов утра до 11 вечера, спят три часа ночью и полчаса днем. Зимой распорядок дня построен иначе: спят до 5, а то и до 7 часов утра»[103].
Раньше всех в семье вставали глава - родоначальник или отец, и его жена (обычно это большак и большуха). Оба молились, и поднимали остальных, начинали заниматься своими делами. Утренняя деятельность, от пробуждения до обеда, обычно протекала в пределах двора-дома, независимо от сезона, за исключением горячей земледельческой страды. «Обычный порядок жизни в зимнее время (которое считается временем относительного отдыха): пробуждение после ночи, молитва, уборка скотины, завтрак, чай, общение и разговоры, обсуждение слухов в крестьянской семье, начало работы, кто и чем занимается день за днем»[104]. В летнее время крестьянам надлежало до завтрака осмотреть свою скотину и птицу, накормить, вычистить хлев, коров выдоить, сделать разную надлежащую работу и затем завтракать[105].
Завтракали (обедали) в один-два стола: в первом случае сначала обедали мужчины, потом женщины, и бывало, что ели стоя; во втором случае мужчины ели за передним столом, женщины за задним. Перед едой все крестились и прочитывалась краткая молитва. Женщины всегда обслуживали мужчин, но глава семьи резал и раздавал хлеб, наделял мясом, начинал трапезу. Ели чинно, по очереди, разговаривать и смеяться было нельзя. Во время обеда большак расспрашивал, кто что сделал и давал еще задания. Из-за стола выходили в том же порядке, что и садились[106].
Трудовой распорядок дня определялся с вечера предыдущего: глаза семьи раздавал утренние задания до обеда: хозяин - мужчинам, хозяйка - женщинам. После обеда раздавались задания, как уже говорилось выше, до вечера. «Домашний быт был заполнен трудом, дел по горло: «Если бы у кошки были лапки, ей бы дельце дал[107]«.
В осенне-зимний период женщины, как правило, работали дома (и во дворе), мужчины, в зависимости от рода местных сезонных работ и от возраста (старики всегда оставались дома), распределяя свою деятельность в пределах дома-двора или вне его (оценка конкретной ситуации и возможные изменения решались по ходу дела). Весенне-летний период - время горячих земледельческих работ, поэтому и заняты все были делами на поле. «Весна - время забот, ощущается нехватка хлеба, начало яровой пахоты, ее стараются закончить быстрее, пока земля сохраняет влагу («Яровое паши, ночей не спи, озимое паши, в гости ходи»). Июнь - время паровой пашни, затем веселая пора сенокоса, следом жатва - страда - более трех недель работы в наклонку»[108].
«Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс»[109]. Все старались внести свой вклад в работу, чтобы семья не голодала.
Великорусский пахарь, имея семью и тянувший одно тягло, из века в век ежегодно стоял перед непосильной задачей обработать свой пашенный надел, вложив в каждую десятину столько же труда, сколько вкладывали его, соблюдая все агротехнические операции в крупном господском хозяйстве. Справиться с этой задачей можно было бы, работая день и ночь в течение, по крайней мере, трех месяцев[110].
Вспашка, боронование, сев, жатва, вывозка снопов, скирдование и обмолот, вывозка из скотных дворов на поля навоза и разбрасывание его пополю – это лишь земледельческие работы крестьянина. В период жатвенных работ увеличивались затраты труда и времени, требовалась четкость распределения ролей, между членами семьи, максимальный и ритмичный их союз. Да и вообще, каждая операция земледельческих хлебопашенных работ требовала напряжения всех физических сил, обязательности выполнения их в возможно более короткие сроки[111].
Природой начало сельскохозяйственного сезона определено было сроком примерно с половины апреля (по старому стилю). Что касается окончания работ, то жатва и скирдование завершались к середине сентября, реже к концу месяца. Следовательно, за вычетом воскресений, когда работать было запрещено обычаем, на весь сезон приходится 128-130 рабочих дней. Из них на сенокос минимально необходимо было 30 дней, и на все полеводство оставалась 100 рабочих дней. Находясь в столь жестоком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянину приходилось жить буквально без сна и отдыха, трудясь днем и ночью, с использованием резервов семьи (труда детей и стариков, использования на мужских работах женщин). И нередко жизнь зависела от плодородия почвы и капризов погоды[112].
А были еще дом, скот, огород. Поэтому каждый в семье занимался определенной работой. Распределение труда между членами семейства подчинялось четким правилам. «Большак принимается за работу с наступлением весны, лишь темная ночь загоняет его домой. На нем - пашня, косьба, молотьба»[113]. На мужчин падала самая тяжелая работа: пахота, сев, косьба, различного рода перевозки» (Владимирский у.)[114]. «Мужская работа: тяжелая полевая работа, косьба, рубка леса, уход за лошадью» (Меленковский у.)[115].
Женщины в крестьянских семьях также вели напряженную трудовую жизнь. Известный этнограф XVIII века М.А. Антоновский находил, что русские женщины «трудятся через меру», «больше всех других европейских поселянок», ибо «сверх работ своих во весь почти год отправляют на дому и в поле те же работы, что и мужчины»[116].
Государственный деятель В.М. Татищев следующим образом определял круг обязанностей крестьянки: «Всякая крестьянка должна уметь хлебы печь добрые, делать квасы хорошие, стряпать разные кушанья; в саду хозяйка должна иметь фрукты и овощи всякие... В летнее время делать сыры молошные, масло...»[117] На женщине лежали заботы о приготовлении пищи, шитье, одежды. Без ее сильных и умелых рук не могли обойтись ни одни домашние промыслы, ни огороды, ни полевые работы. В страдную пору женщины участвовали в жатве. Информатор из Слободской вол., Владимирского у. писал: «На женщину ложатся обязанности по уходу за скотиной, по приготовлению пищи, уборке дома. Зимой женщины занимаются прядением и ткачеством, летом работают в поле»[118]. «Женщины ходят за скотом, занимаются огородом, жатвой и другими посильными полевыми работами» (Якиманская вол., Шуйский у.)[119].