Смекни!
smekni.com

Традиционные формы быта русского народа второй половины XIX века (стр. 7 из 13)

В трудовой процесс были втянуты не только взрослые члены семьи. Различными хозяйственными работами, нередко наравне с родителями, занимались девушки, подростки. «Девушки трудятся наравне с замужними женщинами: работают в поле на жатве, на гумне, ухаживают за скотиной, зимой занимаются прядением льна» (Владимирский у.)[120]. «Девушки выполняют все жен­ские виды работ, за исключением топки бани и приготовления пищи» (Меленковский у.)[121]. «Девушки и парни выполняют работы «кои по­чище и в коих рыло от грязи подальше». Подростки помогают в домашних делах, нянчат детей, носят еду в поле» ( Шуйский у.)[122].

Время перед ужином и после него взрослые проводили дома, зани­маясь уже менее значительными домашними работами, в разговорах с семейными подытоживая дневные дела и подготавливаясь к следующему дню; в это же время ходили будничные гости. «Вечером женщины бе­рутся за пряжу или шитье, мужики же сидят на печи или по лавкам и беседуют: обмениваются сельскими новостями, обсуждают, кто сколь­ко льна натрепал, чью девку и куда сватают и т.п. Часов в 10 - 11 вечера бывает ужин, перед которым все непременно моют руки и мо­лятся»[123]. «После ужина все ложатся спать: мужчины с женами и деть­ми укладываются на полу, на соломе, девицы - на лавках, старухи - на печке, старики и парни - на полатях» (Суздальский у.)[124].

Таким образом, будничные работы разделялись молитвой, едой и отдыхом, так что рабочие длительные отрезки времени дня чередова­лись с короткими нерабочими - праздными. Последние были связаны с движением солнца: утренней зарей (пробуждение), полным восходом (обед), высшей точкой стояния (полдник), заходом (ужин) и наступлением темноты (отход ко сну)[125].

Динамика будничного (трудового и домашнего) поведения заметна в его недельной протяженности: с понедельника до четверга произ­водились основные работы, в пятницу значительную часть времени от­водили уборке помещения к воскресенью, в субботу топили баню (печь) для мытья и стирки, подсчитывали проделанную работу. В та­кой распорядок вносили изменения лишь следующие ситуации: роды, сватовство, довенчальный этап свадьбы, отъезд (в дальние гости, на войну), возвращение, болезнь, переезд в новый дом, похороны[126].

Следовательно, можно говорить о том, что обычный распорядок жизни крестьянской семьи - это время активной работы: труд, забо­ты, свершение важных жизненных событий - воспитание детей, помощь больным и немощным, родины, похороны. Полагалась умеренность в еде, непременная молитва. Бытовая обстановка будней была скромна, а формы проведения свободного времени - пространственно ограниче­ны и негромки. Большую, значительно большую, часть времени зани­мали домашние и сельскохозяйственные работы. Причем были заняты все члены семейства: мужчины, женщины, молодежь.

§ 2. Воспитание детей

Отношение к детям в семье русского крестьянина носило традици­онный характер. В детях видели опору старости и будущности рода. С самого рождения у ребенка появлялась наставники - крестные. «Пойди, введи младенца в православную веру», - обыкновенно с такими словами обращался отец ребенка к мужчине или женщине, которых он желал пригласить к себе кумом или кумой[127]. Они воспитывали его в православной религии, учили заповедям, молит­вам. Крестные родители принимали на себя обязанность помогать ре­бенку в течение всей его жизни. «В крестные зовут родственников» (Меленковский у.)[128]. «В крестные всегда зовут родных, а при их от­сутствии - односельчан или причт. В период страды могут пригласить и первого встречного. Отказываться не принято» (Шуйский у,)[129]. Первых встречных приглашали в кумовья, когда желали, чтобы новорожденный был жив[130].

Чаще всего крещение происходило на восьмой, но иногда и на со­роковой день после рождения, так как эти числа напоминали о мла­денческой жизни Иисуса Христа. Имя давали часто случайно, по наз­ванию святого, память которого случалась в день крещения. После крестин устраивалось угощение чаем или вином. Новорожденному де­лали подарки: деньги, ситец.

К труду и занятиям взрослых дети в крестьянских семьях приоб­щались, едва наступало время, когда они могли обходиться без по­мощи матери. «Всякий крестьянин детей своих должен в великом страхе содержать, ни до какой праздности не допускать, а всегда принуждать к работе, дабы он в том взял привычку и, смотря отца своего неусыпные труды, себя к тому приучать мог»[131].

Крестьянская педагогика впитала вековую мудрость народной жизни. Ее краеугольным камнем было трудовое воспитание. Де­ревенские дети всегда имели свои обязанности в семье. Они помога­ли в домашнем хозяйстве (уборка дома, работа в огороде), мальчи­ков рано приучали к мужским работам - пасти скот, обращаться с лошадьми, к навыкам полевых работ; девочек приучали шить, вя­зать. Детей приобщали к своему опыту, воспитывали личный харак­тер ребенка.

«Но недостаточно научить молодого человека работать. Необхо­димо способствовать формированию у него соответствующего мировоз­зрения, дать психологическую подготовку к будущей жизни, привить свойственные крестьянскому миру морально-нравственные критерии оценки труда и трудящегося человека»[132].

Вся система воспитания в крестьянской семье была организована таким образом, чтобы постоянно направлять его работу ребенка в русло производительной деятельности. С раннего возраста дети становились членами семьи: «С двух лет ребенок садится за стол наравне со взрослыми и ест все, что едят они: щи, черный хлеб, кашу, чай, квас»[133].

На глазах ребенка проходила жизнь семьи. Здесь он не был от­делен от взрослой среды, не было разрыва между сугубо взрослой жизнью и времяпрепровождением детей, и поэтому постепенно и ес­тественно протекало включение ребенка в повседневную жизнедея­тельность крестьянской среды. Малыши постоянно вертелись около родителей, старших братьев и сестер, перенимая от них трудовые навыки.

«Дети от 2 до 10 лет проводят летом основную часть времени на улице, купаются, собирают ягоды и грибы, играют: девочки в своих играх создают подобие семейных отношений - стряпают пироги из глины и песка и зовут друг друга в гости, играют в свадьбу, а зимой в куклы; мальчики играют в городки, деревянные шары. Изоб­ражая верховых урядников, ездят на палках верхом, подражают в своих играх причту на церковной службе»[134]. Так крестьянские дети учились жить у природы, во время игр на воздухе, во время лесных прогулок, и подражали взрослым в своих играх, формируя тем самым основы будущей жизни.

Детский досуг в значительной степени был не что иное, как ко­пирование обычных для жизни деревни оценок бытового и обрядового характера, но в игровой форме. Пожалуй, основное место среди подражательных игр, занимали игры в труд, воспроизводившие при­вычные для детского глаза крестьянские работы. Во многих таких играх крестьянские дети и подростки очень точно копировали раз­ные виды работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых. Но чаще всего это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известные большинству участников.

Такой была, например, деревенская игра «в конопле», охваты­вавшая обычно ребятишек 4-8 лет. Двое постарше изображали «мать» и «дочь», остальные ложились на траву рядком, представляя надер­ганную коноплю. Игра относилась к такому этапу в реальной обра­ботки конопли, когда после обмолота снопы долго мочили в воде, потом выжимали, просушивали на воздухе и для завершения сушки складывали в бане, которую надо было протопить несколько раз. В игре «мать» и «дочь» «откачивали коноплю» от воды, беря лежащих детей за руки и за ноги, и раскачивая их. «Мать» отправляла «дочь» затопить баню, предостерегая, чтобы она была осторожна и не зажгла коноплю. Но «дочка» все-таки нечаянно «зажигала коноплю», «мать» гонялась за нерадивой, чтобы наказать ее[135].

Одновременно с приемами работы дети перенимали и манеру пове­дения старших. Все возложенные на них работы выполняли серьезно: «Дети помогают взрослым и работают с 6 лет. Девочки нянчат млад­ших детей, мальчики выполняют легкую работу по дому, носят в поле завтрак. Начиная с 10-летнего возраста дети выполняют многие ра­боты наряду со взрослыми, так на 10-летнею дочь мать оставляет весь дом, стряпню и младших детей[136].

В разговоре с младшими держались как большие: «В отношениях с младшими детьми старшие братья и сестры держат себя как взрослые, учат и наказывают их»[137].

Можно отметить, что в крестьянских семьях с младшими всегда были родители или старшие по возрасту дети, готовые помочь, направить, обучить отдельным приемам труда, а заодно «подстраховать» от воз­можных травм.

В крестьянском доме не был возможности, да и не считалось нуж­ным оберегать детей от забот и проблем всей семьи. Из разговоров взрослых и на собственном опыте они постигали тяготы крестьянской жизни. Если семья испытывала трудности, дети терпели лишения вместе со всеми.