3.3. В Англии
не было цельного систематического труда о полицейском праве и управлении; ее юридической фразеологии неизвестен был даже термин административное или полицейское право. Английские юристы (например Блекстон) под полицией понимали употребление силы для охраны общественного блага и предупреждения злодеяний, должный порядок, должную регламентацию, подчинение личного поведения правилам добрых нравов и т. п. Экономисты коснулись некоторых отделов управления, но только с точки зрения покровительства национальной торговле (Th. Mun), производства (Адам Смит) и отношения власти к народному хозяйству или социальным интересам (Д. С. Милль). При изучении английского права управления и полиции приходил. пользоваться главным образом трудами Р. Гнейста, французов и даже русских, разработавших некоторые институты полиции безопасности и благосостояния.[14]
3.4. В России
В московском периоде не было сочинений по вопросам внутреннего управления. Петр Великий в задуманной им академией наук предполагал, учредить «кафедру права натуры и публичного купно с политикою и этикою». В XVIII столетии сочинения Волынского, Татищева, Посошкова, Абрамова, трактовавшие о делах внутреннего управления (хлебопашестве, паспортах, переписях, образовании и т. д.), были достоянием тесного кружка. Литература о П. развивается в России лишь в XIX веке. Шторх («Курс по пол. экон.»,[15]), Горюшкин («Руководство к познанию рос. законодательства», 1816), Ободовский («Теория статистики», 1839) пытаются определить понятие о П. Проф. Харьковского унив. Якоб издает «Grundsätze der Polizeigesetzgebung» (1809). В трудах Гуляева («Права и обязанности городской и земской П.», 3 изд., 1832), Рождественского («Основания госуд. благоустройства», 1840), Платонова («Вступительные понятия в учении о благоустройстве и благочинии государственном», 1856), Власьева («Очерки государственного благоустройства в России в XVII ст.»,[16]); Степанова («О П., как науке во Франции, в Англии и в Германии», 1868—69; см. выше) излагается и критикуется литература о П., даются очерки истории русской П. и действующих полицейских установлений. Новую группу русских ученых, оригинальных по идеям о П. и по методу изложения полицейского права, составл. профессора: Лешков («История русского общественного права до XVIII в.», 1858), Бунге («Полицейское право»,[17]), Андреевский («Полицейское право», 1874—76) и Окольский («Wykład prawa administracyjnego», 1880—82). Называя полицейское право общественным, Лешков находил соединяющее звено между принципом свободы (элемент гражданского права) и принципом принуждения (эл. государственный) в понятии об обществе (эл. социальный — отсюда идея о самоуправлении и союзном строе). Бунге изложил только П. благосостояния, причем подробно остановился на русском экономическом и социальном законодательстве. Андреевский рассмотрел деятельность не только государства и его органов, но и самоуправления и отчасти союзного строя [18] Проф. Окольский посвятил большую часть своего труда истории и современному административному строю городов Царства Польского. В сочинении кн. Васильчикова «О самоуправлении» [19] изложены на основании сравнительного метода только те отделы права внутреннего управления, которые относятся к самоуправлению в главнейших государствах Зап. Европы и России.[20]
3. Организация, права и круг ведомства полицейских чинов и учреждений
3.1. В германских государствах
исполнительная полиция была организована на французском принципе полного бюрократизма: «исполнять есть дело одного лица, обсуждать — дело многих». В Пруссии центральным учреждением по делам общей П. безопасности являл. министерство внутр. дел; административная полиция (здравия, строительная, горная и т. д.) принадлежит другим ведомствам. В территориальном отношении полицейские учреждения разделял. на государственные (Landespolizei), местные (Ortspolizei) и провинциально-окружные (Kreispolizei).
Столичные полицейские учреждения были отнесены к местной полиции. Государственные полицейские органы были подчинены Regierungspräsident’am; они имеют главною задачей охранять государство и общество от грозящих им опасностей (общая и высшая П. безопасности). В чрезвычайных, указанных законом случаях, когда опасность грозит нескольким округам (Regierungsbezirke), полицейская власть переходит от президентов в руки обер-президента провинции. Местные полицейские учреждения распространяли свои действия на все почти области полицейского управления, кроме речного, горного, рыболовного и жел.-дорожного дела; они действуют от имени короля. В городах (старых прусских провинций) полиц. учреждения обыкновенно были подчинены бюргермейстерам (о П. в больших городах см. ниже). Городские общины несут издержки на содержание полицейского учреждения в размере от 0,70 до 2,50 мар. на одного жителя. В сельских общинах восточных провинций были образованы небольшие участки (Amtsbezirke), в которых полицейские функции отправлял Amtsvorsteber (почетная должность). В Познани, Вестфалии и Рейнской провинции соответствующие должности (Distriktskommissar, Amtmann, Landbürgermeister) занимали лица, получавщие жалованье от казны.
В уезде (Kreis) полицейской властью является ландрат. Уже Фридрих Великий, подражая французским королям, лишил магистрат г. Берлина полицейских функций и назначил для Берлина полицейского комиссара, наподобие парижского lieutenant général de la police. В Берлине и в 6-ти других больших городах были учреждены Polizeipräsidium’ы, а в остальных значительных городах — Polizeidirectionen, во главе которых стояли назначаемые королем Polizeihauptman’ы или Polizeipräsident’ы. В Берлине содержание П. обходил. (1894—95) в 3,5 марки на жителя. Исполнительный полицейский персонал в Пруссии составляли: 1) жандармерия, 2) полиц. стража (Schutzmannschaft) в больших городах и 3) обыкновенная полицейская стража во всех прочих общинах. Институт жандармерии, учрежденный в 1812 г., был реформирован в 1820 г., он действ. и во всех новых провинциях Пруссии. Относительно содержания, дисциплины и суда жандармерия была поставлена на один уровень с армией, но в отправлении полицейской службы она была подчинена гражданским властям. Низший персонал жандармерии комплект. из унтер-офицеров, прослуживших не менее 9 лет на военной службе.
Содержание жандармерии обходилось государству около 35 млн марок. Наподобие прусской жандармерии организована жандармерия и в Баварии, Вюртемберге и нек. др. германских государствах. Полицейская стража была введена сначала в Берлине (1848), а затем и в других больших городах; она отличается от жандармерии только отсутствием военной дисциплины. Полицейский общинный персонал (Polizeisergeanten, Polizeidiener) был подчинен надзору полицейских комиссаров или инспекторов. Полицейские учреждения вправе издавать с согласия провинциального, окружного и уездного советов (в городах — магистрата) так наз. обязательные полицейские распоряжения (Verordnungen), за неисполнение которых назначается денежный штраф. Суд рассматривает в случае жалобы частных лиц только законность постановлений, но не целесообразность или необходимость их.
Полицейские учреждения вправе также издавать полицейские предписания (Verfügungen), имеющие в виду конкретную цель, конкретные действия. На применение полицией непосредственного принуждения не допускал. жалоба в суд, а только обжалование по начальству или в судебно-административном порядке. Сфера деятельности полицейских учреждений в отношении личной свободы была точно ограничена лишь имперскими законами о передвижении и паспортах, промыслах, привитии оспы, предупреждении и пресечении чумы на рогатом скоте. Как прусские, так и другие партикулярные полицейские законы предоставл. полицейским учреждениям широкие права в отношении ограничения личной свободы, права собраний, союзного строя, ношения оружия и т. п.[21]
3.2. Во Франции
Во Франции начало новой организации полицейских учреждений было положено рядом законов конца XVIII ст. и Первой империи, разделивших П. на государственную (générale) и общинную (municipale). В настоящее время дела государственной П. ведает входящая в состав министерства внутренних дел direction de la sûreté générale. В дирекции сосредоточены, главным образом, дела П. безопасности, надзор за иностранцами и политическая П. По бюджету 1892 г. расходы государства на секретных агентов общей безопасности составляли 1600 тыс. фр. В провинции агентами исполнительной власти служат префект (в департаменте) и мэр (в общине). Полицейскими органами являются полицейские комиссары, отправляющие также функции судебной и административной П. В 1891 г. их было 951, при среднем жалованье в 2 тыс. фр. Органы общинной П., подчиненные мэру:
1. полевые сторожа (gardes champêtres), отправляющие также функции судебной П. (дознание по проступкам и нарушениям) и административной П.