Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Казахстана (стр. 23 из 36)

Заслуживают внимание русские экспедиции в Казахстан в последней трети XVIII и в начале XIX в., которые возглавляли капитан Андреев, Волошанин, Незнаев многие другие, оставившие важные материалы по изучению истории, этнографии, земледелия, животноводства, природных богатств края. Их трудами была обогащена русская востоковедческая наука. Важная роль в изучении Казахстана второй четверти XIX в. принадлежит экспедиции Карелина на Каспийское море и капитан-летейнанта Бутакова на Аральское море в 1848-1849 гг. Они произвели съемку берегов реки Сырдарьи, составили их достоверные карты. Крупнейшие экспедиции в Казахстане в середине XIX в. возглавляли Ковалевский, Северцов, Васильев, Ханыков, Данилевский, Поспелов, Даль, Небольсин. Эти путешественники изучали природу Казахстана, культуру и быт его народа, занимались географическими съемками и картографией, исследовали экономическое состояние края. Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 г. По существу, оно явилось первой базой научно-исследовательской работы в Казахстане, положившей начало его разностороннему изучению и систематическим публикациями о нем, которые привлекали внимание передовой общественности России.

86. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (КУРМАНГАЗЫ, ДАУЛЕТКЕРЕЙ, ТАТТИМБЕТ, ЫКЫЛАС, БИРЖАН, АКАН-СЕРЫ И ДР.).

Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие.

Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням.

Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора.

Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев.

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен.

Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство.

87. Ш. УАЛИХАНОВ – УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ.

В середине XIXв творил выдающийся ученый Шокан Уалиханов (Чокан Уалиханов). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) – так ласково называла его мать. Он родился в ноябре 1835 г в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Душевные качества будущего ученого складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. С юных лет четко формулировал свои мысли, хорошо и образно говорил и писал. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил. Шокана с детства привлекала наука. Осенью 1847г 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью русских друзей отца был определен в Сибирский кадетский корпус. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Он учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н.И.Березиным, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом европейских и восточных языков, Шокан занимается учеными исследованиями. Приняв участие в1855году в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Сем-ск, Аягуз, Капал, Заилийском Алатау. Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические придания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850г., Шокан осуществляет съемку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и « Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему З и В Туркестану. Осенью 1856г., Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами. За отличие по службе произведен в поручики. Путешествие в земли киргизов принесло Шокану много открытий, а им записан большой отрывок огромного эпического цикла Манас. В 1857г. избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. В 1858-59гг., он совершил поездку в Кашгар, представлявший собой «белое пятно» в европейской науки, ознакомился с политическим и экономическим устройством В Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрел ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его труд «О состоянии Алтышара…» давал анализ истории, географии, социальной жизни народов В. Туркестана и был высоко оценен в научном мире. В начале 1860 г прибытие в Петербург и доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведен в штабс-ротмистры, награжден орденом Св. Владимира. 1861г. – возвращение на родину. 1862 г. - выбран на должность старшего султана Атбасарского округа и не утвержден генерал-губернатором. 1863г – участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864г. март-июнь – участие в походе Черняева. С ноября – деятельность, связанная с освободительным движением народов В Туркестана. В 1865 г. в газете Русский инвалид публикуется последний труд Шокана о восстание дунган в Цинской империи. 10 апреля 1865 года скончался в урочище Кочен-Тоган. Научное наследие великого казахского ученного многообразно. Работы Аблай, Казахское родословие, О мусульманстве в степи, Следы шаманства у казахов, О кочевках казахов и др. послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Уалиханов внес огромный вклад в исследование целого ряда народов Центр. Азии, заслужил мировое признание.