Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию внешней торговли и связей с соседними племенами. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.
Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и деньги.
Общественный строй. В племенах кангюев существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредотачивалось огромное богатство. Остальное население зависело от знатных и состоятельных старейшин, вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении. Власть у племен кангюев стала переходить от отца к сыну.
Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных брали в рабов. Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие рабовладения. Для богатой семьи труд члена общины был выгоднее труда раба, содержание которого требовало затрат продуктов. А член общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозяина. В общественной структуре производства труд раба не мог произвести значительный вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное неравенство привело к эксплуатации богатыми бедных.
На земле кангюев были города. Один из них – Кокмардан был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены домов сложены из сырцового кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначенное для проникновения света. Стены дома изнутри были обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.
Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли они также солнце, луну и звезды. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
С середины 1 в. до н.э. у усуней и кангюев начались междоусобицы.
Археологически памятники кангюев. Среди раскопанных погребальных памятников представляет собой интерес могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен рядом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляют собой искусственные возвышенности, т.к. во время половодий воды Сырдарьи затапливали местность, где находились городище и могильник. Один из таких плоских холмов размерами 35х45 м содержит более 50 захоронений, расположенных вплотную друг к другу. Хоронили в прямоугольных ямах иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу клали глиняные сосуды с пищей. Сосуды эти по форме представляли собой кувшины, кувшины с носиками, кружки.
В одном из погребений найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с плоским щитком, на котором выгравированы различные изображения. Такие печатки носили на шнурах, привязывая их к поясу, поэтому все они имеют дырочки.
Интересны изображения на печатках из могильника Мардан-куик. Это, в одном случае, скорпион, в другом – бородатый мужчина с косой – жрец. Еще на одной печатке вырезано изображение волка, на другой – дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из Ирана и свидетельствуют о торговых связях по Великому Шелковому пути. Памятники датируются 2-5 вв. именно в это время наблюдается переселения различных племен с Востока на Запад.
12. ГУННСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН.
В 3 в. до н.э. во главе гуннских племен стал шаньюй по имени Модэ. Он совершил походы против юэчжей и усуней, на севере подчинил племена Саяно-Алтая, на юге успешно воевал с ханьским Китаем. Шаньюй заключил с китайским императором договор о «мире и родстве», получил в жену китайскую царевну и обязал китайцев выплачивать гуннам дань. Под властью гуннов оказалась огромная территория от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от восточного Туркестана на западе до среднего течения р. Хуанхэ.
В 55г. произошло разделение гуннского государства на две части – южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властелин северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, после убийства китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных гуннов. В этих условиях союз с кангюями против усуней был своевременным. Правитель кангюев пригласил Чжичжи в свои восточные владения – в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаньюю в жены свою дочь с богатым приданным. Глава кангюев надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней и захватит их владения в долине Или и Чу. Но он не оправдал надежд кангюйской знати. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй «в гневе убил дочь кангюйского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел строить город в верховьях Таласа.
Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не имела успеха, и китайцы стали готовиться к войне.
Китайское войско двинулось двумя путями. Три отряда шли южным путем через Кашгар, Фергану, перевалы Чанач на Чаткальском хребте и Карабура на Таласском; три отряда шли северным путем из восточного Туркестана. Войска соединились у стен города Чжичжи.
Несмотря на героическое сопротивление гуннов, китайцы сожгли внешнюю деревянную стену, проломили земляной вал, ворвались в город и захватили цитадель. Чжичжи был пленен вместе с многочисленной родней и именитыми князьями в количестве 1518 чел. Все они были обезглавлены.
Вторая волна переселения гуннов началась в 93 г. н.э. Они двинулись на запад. Покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный К. В 4 в. они появились в Европе.
По мнению большинства исследователей, гунны были протюрками и с их проникновением в К. связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины 1 тыс. н.э. у жителей Семиречья и южного К. появляются монголоидные черты.
Хозяйство гуннов. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадника, но и снабжали пищей. Лошади в массе своей были небольшого роста, грубо мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были выносливы, легко взбирались на горные кручи и преодолевали водные препятствия.
Овца была также универсальным животным.
У гуннов существовало оседлость и земледелие. Сеяли в основном просо.
Охота также играла в жизни гуннов большую роль.
Ремесла и торговля. О развитии ремесел у гуннов известно по находкам изделий из металла, кости, рога, камня, глины и дерева. Наряду с предметами местного производства встречаются изделия иноземного происхождения. Часть их попало сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
В 3-5 вв. н.э. у степных племен развивается искусство полихромного стиля. Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль.
Истоки этого замечательного ювелирного искусства уходят к началу 1тыс. до н.э. Уже в 7-5 вв. до н.э. в К. были известны два технических приема – инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов верхнего Иртыша (Чиликты), Центрального (Жиланды) и Западного (Бесоба) К., а также в погребениях Алакольской впадины.
Общественный строй. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений.
Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела.
Появляются частно-семейная и личная собственность на скот и землю.
У гуннов имелись рабы из числа военных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Во главе стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников 24 по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у непокорных или провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам. Должности и высшие чины у гуннов имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Т.о., появление у гуннов частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе гуннов к классовому обществу и государству.
13. КУЛЬТУРА ПЛЕМЕН КАЗАХСТАНА В VI-X ВВ.
Тюрки с шестого века испытывали сильное влияние буддизма. По мнению многих исследователей, в первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.