1. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА КАК НАУКА И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА (ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ, ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И МЕТОДОЛОГИЯ).
Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.
Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи:
А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира
Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени
В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)
Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа
Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.
Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к истории К.
2. НАУЧНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.
В настоящее время одни ученные считают, что древнейший человек возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад.
Периодизация доисторического периода довольно сложна, известны несколько специальных и общая (историческая) периодизации. Автором археологической (специальная) считают датского археолога Х. Ю. Томсена. В соответствии с этой периодизацией древнейшая история человеческого общества делиться на три крупных этапа: каменный век – 2,5 млн. лет тому назад-3 тыс. до н.э.; бронзовый век – с начала 2 тыс. до н.э.-1тыс. до н.э.; железный век – с 1 тыс. до н.э. Каменный век: палеолит, мезолит и неолит. Эти эпохи разделяются на периоды: ранний (2,5 млн-140 тыс. лет до н.э.), средний (140тыс-40тыс лет до н.э.) и поздний (40тыс-10(12) тыс. лет до н.э.) и на культуры, характеризующиеся определенным комплексом вещественных памятников. Культуры поздний палеолит - дошель, шелль, ашель; средний палеолит – мустьер; нижний палеолит – ориньяк, солютре и мадлен.
Другую периодизацию предложил Л.4 Г. Морган в книге «Древнее общество». Эта периодизация в отличие от археологической не ограничивается технологическим критерием, но основывается на комплексной характеристике материальной культуры каждого данного периода. Использовав установившееся в 18 веке членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновением рыболовства и применением огня, высшая – с изобретением лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением письма начинается эпоха цивилизации.
3. ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ).
Археология особенно важна для тех стран и народов, у которых в силу ряда причин количество письменных источников невелико. Это относится и к Казахстану. Самые ранние находки письменности здесь относятся к 4 веку до н.э.
У истоков развития археологии К. стояли выдающиеся русские и казахские востоковеды и историки – Бартольд, Радлов, Лерх, Валиханов, а также представители передовой русской интеллигенции. В становлении археологической науки велика роль Массона, Бернштама, Грязнова, Черникова. Благодаря археологии было доказано, что человек на территории К. появился около миллиона лет тому назад. Таким образом, К. был включен в ареал расселения древнего человека. Определены связи кочевой и оседлой культур. Выявлены политические, экономические, культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком, Средней Азией, Поволжьем, Сибирью.
Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов К являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, эллинском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.
Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К. и Ср. Азии.
Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.). Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.
Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).
Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники. Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.
Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э. и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь. Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.
4. ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ КАМНЯ, БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА.
Памятники камня. Наибольший интерес представляют ашельские стоянки Борыказган и Танирказган. Местонахождения расположены Северо-восточнее г. Каратау в Таласском районе Джамбульской области. Памятники ашельского времени обнаружены в Центральном К. Одна из таких стоянок – Кудай-коль расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди других ашельских памятников центрального К. заслуживает внимания стоянка Жаман-Абай, расположенная в 150 км от Джезказгана и Обалысай, выявленная в Джездинском районе Карагандинской области.
Самым древним памятником на территории Восточного К. считается местонахождение Козыбай на берегу реки Колгуты, недалеко от села Караторгай Курчумского района.
Одним из памятников мустьерского периода является стоянка им. Ч. Ч. Валиханова. Стоянка содержит 5 культурных слоев. Слои располагаются горизонтально. На различных глубинах современной поверхности правого берега реки Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-казахстанской области.
Новые памятники мустьерского времени обнаружены в Агадырском районе Джезказганской области. Это стоянки Огиз-тау 1 и 2, Улькен Ак-Мая.
Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного К., в частности расположенные на полуострове Мангышлак. Все стоянки расположены на площадке морских террас Каспийского моря. Стоянки группы Онежек включают в себя 7 местонахождений, расположены близко друг к другу. Но содержат различия в каменном инвентаре. Памятники выявлены на бортах оврага и у горы Онежек.