Смекни!
smekni.com

Конституционное устройство России и зарубежных стран (стр. 7 из 8)

2.5. Основы правового статуса личности

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридичес­кого разделения конституци­он­ных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько закона­ми (хотя принят ряд спе­ци­альных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституцион­ными обы­чаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбори­ст­ская партия, в законодатель­стве были зафиксированы определенные га­рантии социально-экономических прав, хотя сами эти права ни­где отчет­ливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бес­платном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собра­ний, ми­тин­гов, демон­страций) регулируются в основном обычаями, в законода­тельстве эти свободы предполага­ются естественно существующими, и оно устанавли­вает лишь определенные требования для их осуществ­ления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстра­ций, право полиции за­претить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Лич­ные права регулируются немногими законами, но конкретное регули­рование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с су­дебными прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые положения законо­да­тельства о правах граждан ужесточе­ны — в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ог­раничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномо­ченных (комиссаров, омбудсма­нов), в том числе уполномоченный по де­лам администрации, который следит, в частности, за соблюде­нием прав граждан органами управления.

2.6. Правовое регулирование институтов демократии

Как и в других демократических государствах, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, по­скольку принята концепция верховен­ства парламента. Выборы в ниж­нюю палату — палату общин (верх­няя — палата лордов — не избирается, как и глава государства, мо­нарх) — имеют решающее значение для страны, ибо палата общин фор­мирует правительство. Изби­раются также предста­вительные органы на местах — советы. В Великобритании нет назначае­мых на места представите­лей центра, контролирующих деятельность ор­ганов местного самоуправления.

Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них ис­ходят раз­личные акты, регулирующие выборы. Активное избирательное право пре­доставляется гражда­нам Ве­ликобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской Республики и гражда­нам бри­танского Со­дружества, постоянно проживающим в Великобритании. Граждане, посто­янно про­живающие за границей, имеют право участво­вать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как они поки­нули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей (ре­гистраци­онных спи­сках) обязательна, списки составляются чиновни­ком-регист­ратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным домо­владельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, вклю­чая апелляционный суд. Со­ставление списков заканчива­ется 16 января, и они действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются заново (периодические списки).

Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (ба­ронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения сво­боды по приговору суда; на определенный срок (10—15 лет) лишаются этого права лица, осужденные за мошенни­чество на выборах.

По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются пар­тиями. Реги­стра­ция кандидата осуществляется при уплате избирательного залога в 500 ф. ст., который не возвра­щается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей.

Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть при­близительно равными по численности насе­ления, но их границы пересматриваются раз в 10—12 лет.

Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Вели­ко­британии не создается. В масштабах го­су­дарства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должно­стных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помо­гают муни­ципальные чи­новники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного от­зыва депутатов, равно как и народной законодательной инициати­вы (права предложить проект закона за под­писями определен­ного до­вольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует.

В связи с концепцией верховенства парламента долгое время от­вер­гался также институт рефе­рен­дума. Впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен во­прос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе, ре­шение избирателей было по­ложительным. В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для дан­ного случая) два региональных референдума — в Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако предложение об автономии не под­дер­жали избиратели — не было получено необхо­димых 40% голосов зарегист­рированных избирателей, хотя в Шотландии за автономию вы­сказалось большинство при­шедших голосовать.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты из­бе­гают даже упоминания о них, оперируя понятиями “правительство его (ее) Величества” и “оппозиция его (ее) Величества”. Партии дейст­вуют на основе конституционного обычая о праве на объединения. Существует двухпартийная сис­тема — Консервативная и Лейбо­ристская партии сме­няют друг друга у власти. Поскольку в парламент­ских вы­борах участ­вуют обычно около десяти традиционных и вновь образован­ных партий, ни одна из двух основ­ных партий не может получить и в редчайших слу­чаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необхо­димость в коалиции одной из двух главных партий с ка­кой-либо неболь­шой партией, чтобы обеспечить большинство в парла­менте для формирования прави­тельства.

Основной организацией британских предпринимателей является Кон­федерация британской про­мышленности. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объедине­ний являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина рабо­тающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они вы­ступают как депутаты от партий), в ко­митетах пар­ламента; ее представи­тели участвуют в различных рабочих группах, как прави­тельства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее орга­нов формулируют зада­чи экономиче­ской политики, от­стаивают тре­бова­ния предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут пере­говоры с профсою­зами. Дейст­вует Конфедерация британской промышлен­ности на основе конституци­онного обычая о сво­боде ассоциаций.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но дей­ст­вуют различные акты, ка­саю­щиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседа­ниях специ­альных комитетов палаты общин наряду с представителями прави­тельст­ва и пред­принимате­лей, другие ограничивают права профсоюзов. Осо­бенно это относится к законодательству, принятому при правитель­стве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение неко­торых видов забас­товок неполитического характера, принудитель­ный арбитраж при определенных усло­виях, возможность ареста по судеб­но­му приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).

Средства выраже­ния общественного мнения опираются на конститу­ционные обычаи сво­боды слова, информации. В Великобритании имеются мощные государст­венные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно из­дается около 100 об­щенациональных и региональ­ных газет и журналов.

Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является мно­го­национальной страной. Великобритания как унитарное государство сложилось в 16 - 17 вв. в результате при­соеди­нения “кельтских” территорий; в правовом отношении очередное присое­динение оформлялось как “уния” (Акт об унии с Шотландией 1707 г., акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт об унии с Ирландией 1901 г.).

Хотя расширение самостоятельности Шотландии и Уэльса в своих внутренних делах не состоя­лось, тем не менее, в существующем госу­дарственном управлении этими территориями обнаруживаются некото­рые элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установ­лена специальная квота мест в палате общин, на центральном уровне определена система исполнительных органов, при­званы учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Шотландия обладает собственной судебной сис­темой, отличной от анг­лийской. Для Шотландии издается общенациональным парламентом специ­альное законодательство. Что же касается Уэльса, то у него нет своей судебной системы, а специальные законы для него - очень редки.