План
Введение
1 Албаны в истории
2 Потомки кавказских албан
3 Утверждения о фальсификации истории Албании в Азербайджане и ревизионизме в Армении
Список литературы
Введение
Кавка́зские алба́ны — племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахо-дагестанской семьи языков, население древнего царства Кавказской Албании.
1. Албаны в истории
Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племен распространялась и далее этой области, к Араксу[1].
Население Кавказской Албании — албаны (не путать с современными албанцами) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Это были: албаны, гелы, леги (лезги), утии (удины), гаргары, чилбы, сильвы, лпины, цоды, и другие. По мнению Р. Хьюсена, албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам. Албаны представляли собой союз кавказских племен, среди которых сами албаны были ведущим племенем, которое и организовало этот союз[2].
По мнению одной из ведущих специалистов по истории Кавказской Албании К. В. Тревер:
Совместная оборона против кочевников и враждебных племен, совместное производство ирригационных работ, следы которых обнаружены на территории Азербайджана, привели эти племена к объединению, возглавленному племенем албанов, коренной территорией которых являлось среднее и нижнее течение Куры (главным образом левобережье, хотя по Страбону и правобережье, то есть Каспиана[3], тоже входило в состав Албанского царства).[4]
Античные авторы локализуют албанов на левобережьи Куры. Так, согласно Страбону, племя албаны жило между Иберией и Каспием;[5] Плиний Старший локализует его на левобережьи[6] Куры, в частности от Кавказского хребта (montibus Caucasis) до реки Кура (ad Cyrum amnem);[7] Дион Кассий сообщает, что албаны живут «выше (ύ π έ ρ) реки Кура»[8].
Политическая граница между Албанией и Арменией проходила по Куре со II века до н. э. до конца IV века нашей эры,[9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22] прохождение же этнических границ в период после присоединения правобережья Куры к Армении неизвестно, тем более что они были подвижными.
Автохтонное население правобережья Куры (междуречья Куры и Аракса) состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие, и каково бы ни было их происхождение, они определенно не были армянами, и хотя определенное число ираноязычных народов поселилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения даже не была индоевропейцами[2][23]. Армянское население появилось в регионе уже после того, как на него распространилась власть армянских царей; в поздней античности и к началу средневековья регион был в значительной степени армянизирован, и языковые границы в нем стали совпадать с конфессиональными[1][9]. Согласно энциклопедии «Ираника», Кура являлась крайним северным пределом распространения армянской народности, и армяне дошли до нее около VII в. до н. э.[24].
Первое упоминание об албанах — у Арриана (II в. н. э.) в связи с их участием на стороне персов в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.). В I веке до н. э. 26 кавказоязычных племён объединились в царство со столицей в городе Кабала.
В 65 г до н. э. албаны попытались напасть на римского полководца Помпея, но были им разгромлены; с этим походом связаны первые античные описания албанов.
В 370 году[25] христианство стало официальной религией Кавказской Албании; албанский царь Урнайр был крещён в Армении[25].
В 387 году Албания была вознаграждена за поддержку Персии присоединением Арцаха и Утика, ранее принадлежавших Великой Армении областей между Курой и Араксом (лингвистически находившихся в пограничной армяно-албанской зоне)[1].
В первой четверти V века армянским просветителем Месропом Маштоцем была создана албанская письменность (см. Агванское письмо, Агванский язык).
В 468 году Албанское царство было уничтожено, а Албания превращена в персидскую провинцию — «марзпанство»; затем царская власть в лице династии Михранидов была восстановлена, в 510 году ликвидирована вновь, вновь восстановлена в 530 (см. Джеваншир) и окончательно ликвидирована арабами в 705. В том же году албанская церковь вступает в унию с армянской и в последующее время окончательно становится её частью; армянский язык становится и богослужебным языком албанов, совершенно вытеснив их собственную письменность. Албания той эпохи была полиэтнической страной с новой столицей в городе Перозапат (Барда, Барз’аа, с 460-х). В Арцахе жили армяне,[26][27] в южных прикаспийских областях ираноязычные племена, албаны продолжали населять территории между Кавказским хребтом и рекой Кура,[28] хотя албаноязычное племя утийцев проживало далее этой области, в Утике.
В VII веке после завоевания региона арабами среди албан начинает распространяться ислам. Точное время исчезновения албан как самостоятельного этноса неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Население восточных албанских районов в это время стремительно иранизировалось, тогда как в западных областях завершался процесс армянизации, начавшийся еще в античности[29][30].
Тем не менее, еще в X веке мусульманские географы, в частности Аль Мукаддаси и Ибн Хаукаль, сообщали, что население Аррана (Албании) и ее столицы Барды говорило на арранском (албанском) языке[31]. Эти же мусульманские авторы сообщают также, что за Берда’а и Шамкором (Нагорный Карабах) жили армяне[32]. После XI в. часть кавказских албан смешалась с сельджуками и сыграла роль в этногенезе азербайджанцев[33].
2. Потомки кавказских албан
Современные потомки древних албанов это лезгинские народности: лезгины, табасараны, рутульцы, агульцы, цахуры, арчинцы, удины, будухи, крызы, хиналуги
В древности и средние века кавказские албаны участвовали в этногенезе некоторых армян, азербайджанцев, грузин Кахетии и дагестанцев: лаков, лезгинов, цахуров[34].
3. Утверждения о фальсификации истории Албании в Азербайджане и ревизионизме в Армении
По мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография занимается (примерно с середины 1950-х гг.) фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, включая Нагорный Карабах (см.: Вопрос о границе Армении и Кавказской Албании); албанам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Наконец, создается миф о «великой Албании», в котором албанским объявляется население уже не только Карабаха, но и современной Армении и даже Киликии. Для обоснования этих идей используется подтасовка и фальсификация источников. По мнению критиков, это происходит в рамках кампании, организованной правительством Азербайджана, по прямому государственному заказу[35].
В искажении истории албан обвиняются также некоторые армянские исследователи, не поддерживаемые научным сообществом Армении. Мнение армянских историков в основном различается тем, что удревняется исторический период армянизации правобережья Куры. Относительно политических границ Армении и Албании периода до конца IV века и после него, мнение мировой исторической науки и армянских специалистов в основном совпадают. Правобережнюю «Албанию» (после IV века) существовавшей в западной части региона, вокруг и на территории Карабаха, часто называют «Новой Албанией»,[2][36] которая находилась под управлением Персии, где от прежней Албании осталось разве что историческое наименование. Следует отметить однако, что факт античной и раннесредневековой армянизации этого региона мировой наукой не оспаривается[37][26][38][39][40][41].
Список литературы:
1. История древнего мира, т.3., М., 1989, стр. 286
2. Hewsen R.H. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians. Classical Armenian culture: Influence and creativity, Scholars press, Philadelphia, 1982.
3. Южное междуречье Куры и Аракса, см. также Пайтакаран
4. К. В. Тревер. К вопросу о культуре Кавказской Албании (доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов, 1960 год)
5. кн. XI, 4,1:
Живут они [албаны] между иберами в Каспийским морей, на востоке примыкают к морю, на западе граничат с иберами; из остальных сторон северная ограждается Кавказскими горами (они высятся над равнинами, ближайшие к морю называются Кервания), южную образует смежная Армения
6. С. Н. Муравьев, Заметки по исторической географии Закавказья. Плиний о населении Кавказа // ВДИ, 1988, № 1, с. 157.
7. кн. VI, 28-29; кн. VI, 39:
Это племя, расселившееся по кавказским горам доходит, как сказано, до реки Куры, [являющейся] границей Армении и Иберии.
8. кн. XXXVI, гл. 54,1
9. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
10. С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки, № I, М. 1937, с. 129—148
11. Paulys Real-Encyclopadie der Classishenen altertums nissenshaft. Erster Band. Stuttgart 1894". p. 1303
12. История древнего мира, т.3., М., 1989, стр. 286
13. Яновский А. О древней Кавказской Албании// журнал министр. народного просвещения, 1846. Ч.52. стр., 97
14. Tomashek W. Albana, Albania, Albanoi, Albanos. In: RE, 1894, Bd.1, S.1303
15. Marquart J. Eranlahr nach der Geogrphle des Ps.Moses Xorenac’i. In: Abhandlungen der koniglichen Geselsch. der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-hisiorische Klasse. Neue Folge B.ffl, No 2, Berlin, 1901,S 358
16. Б. А. Дорн. «Каспий. О походах древних русских в Табаристан» («Записки Академии Наук» 1875, т. XXVI, кн. 1, стр., 187)
17. Клавдий Птолемей. География, 5, 12
18. Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Спб., 1890, стр., 359