Или, например, астролог Манко Капак Амаута «устроил собрание всех знатоков этой науки, и посовещавшись с ними, сказал, что Солнце и Луна находятся в разных местах. Он установил порядок, чтобы начало общепринятого года приходилось на весну».[22]
5. Количественные характеристики
5.1. Год
Год делился на:
· месяцы — 12.
· дни — 30.
Понятия недели или особых названий для дней недели (наши Понедельник, Вторник и т. д.) не существовало.
Лишние 11 дней распределялись по самим месяцам.[23]
В 1553 году в книге «Хроника Перу» Сьеса де Леона даётся первое описание календаря также и у народов Кольяо (южная часть империи Инков):
«У них ведется счет времени, им известны некоторые движения как солнца, так луны, вот почему они ведут счет по выученному ими обычаю подсчитывать свои года, образующие десять месяцев [?]. От них я узнал, что год они называют „мари“, лунный месяц — „алеспакехе“, а день — „ауро“.»[24]
5.2. Месяц / Луна
Месяцев было двенадцать. Считались они по Лунам. Названия для луны и для месяца были одинаковыми: на кечуа — Кильа (кечуа Killa), на аймара — Пакси (Pacsi, или, точнее, Phakhsi). Все месяца имели равное количество дней.
Кроме столбов, по которым вычисляли года, имелись также столбы или каменные знаки, отмечавшие каждый месяц. Все вместе столбы назывались Сусанка (Susanca) и были главными местами поклонений, куда приносились подношения в нужное время.
Важное значение имеют наблюдения кечуа за синодическим и сидерическим циклами луны, хотя здесь многое еще предстоит выяснить. Видимо, индейцы полагают, что луна влияет на урожай, причем в период ее возрастания следует сажать растения, дающие плоды над землей (кукурузу, фасоль), а в период убыли — подземные клубни. Понятие фаз луны (если иметь в виду четко фиксированные дискретные отрезки) отсутствует. Ночное светило имеет две сущности, субстанции — «ванью» (кечуа wañu темное, безжизненное) и «пура» (светлое, одушевленное); это как бы два диска, попеременно закрывающие один другого. Важной стороной лунной космологии является мистическая связь ночного светила и женщин.[25]
Как в Мезоамерике, так и в Андах, Луна и ныне позволяет местным жителям, живущим в селах, принимать в расчет лунные месяца, а когда её не видно, например, во время новолуния, она считается отсутствующей, то есть нулём.
5.3. Дни
На языке кечуа день называли — Пунчау (кечуа Punchaw), а ночь — Тута (кечуа Tuta); на языке аймара день — Уру, а ночь — Арома.[8]
Время между заходом и восходом солнца кечуа делят на сумерки, ночь и рассвет, причем каждое из этих понятий характеризует еще и целую область неба с находящимися там звездами и планетами в зависимости от расположения ее по отношению к солнцу. При изменении положения солнца среди звезд меняются соответственно и светила, составляющие ту или иную категорию. Так, утренней или вечерней звездой может считаться не только Венера, но и любая яркая звезда, оказавшаяся в «рассветной» или «сумеречной» части небосклона.[25]
5.4. Часы
Деления дня на часы, похоже, не было. Часов — тоже, кроме солнечных (Хуан де Бетансос называет их Pacha Unan Changa или Pacha Unan Chac[26]). Но три способа определения дневного времени было:
· общего назначения — пальцем указывали на то место в небе, где прошло солнце, когда они начали какое-либо дело.
· домашнего применения — измерением времени служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.[8]
· время также измерялось в единицах, называемых кокада (исп. cocada) или аку́ли (кечуа akulli), означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки, за период до потери его аромата и действия. В этих единицах измерялось и расстояние, означая количество полных ртов листьев коки, которые можно было пережевать, идя из одного пункта в другой.
6. Праздники
В каждом году отмечались какие-либо праздники и торжества: обычные и особые. Обычные справлялись каждый месяц, со своими обычаями и жертвоприношениями. По названию главных праздников часто давались имена самим месяцам. Особые праздники устраивались по случаю начала войны, прихода к власти правителя, недостаче воды при засухе и т. п.[27]
Само название праздников вариабельно, в зависимости от источника. По Гуаману Пома де Айяла они таковы:
· Capac Raimi Quilla, — Месяц Великого Праздника Солнца — декабрь.
· Camay Quilla, — Малая Возрастающая Луна — январь.
· Hatun Pucuy Quilla, — Великая Возрастающая Луна, — февраль.
· Pacha Pucuy Quilla, — Месяц Произрастания Цветов — март.
· Ayrihua Quilla, — Месяц Двойных Колосков — апрель.
· Aymoray Quilla, — Месяц Урожая — май.
· Haucai Cusqui Quilla, — июнь.
· Chacra Conaqui Quilla, — Месяц Поливки — июль.
· Chacra Yapuy Quilla, — Месяц Сева, — август.
· Coia Raymi Quilla, — Месяц Праздника Луны — сентябрь.
· Uma Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Ома — октябрь.
· Ayamarca Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Айамарка — ноябрь.[28]
По Хуану де Бетансосу, имеющего совершенно другие названия для месяцев, по сравнению с другими хронистами в их написании и смещены иногда на месяц; их учредил Инка Юпанки и они таковы:
· Pucoy quillarai mequis — декабрь.
· Hatumpo coiquis — январь.
· Allapo coiquis — февраль.
· Pacha pocoiquis — март.
· Ayriguaquis — апрель.
· Huacai quos quiqilla — май. С мая по июнь отмечается праздник Yaguayracha aymoray.
· Hatun quosquiquilla — июнь.
· Caguaquis — июль.
· Carpaiquis — август.
· Satuaiquis — сентябрь. В этом месяце Инка Юпанки учредил праздник Poray Upia.
· Ornarimequis (?) или Omarimequis — октябрь. Праздник селения Ома.
· Cantaraiquis — ноябрь.[29]
7. Последствия испанского завоевания
С приходом испанцев совершенно исчезли временные циклы длительностью более 15 лет (они существовали у инков, хотя рядовые крестьяне могли быть с ними плохо знакомы).[25]
В народном календаре андских народов в колониальное время образовалось по крайней мере 18 видов важнейших сельскохозяйственных работ продолжительностью от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывающих весь год. Этот календарь основан на постоянных наблюдениях за небом. Ни один из выявленных историком и этнографом Г. Эртоном различимых для кечуа небесных объектов (а их, помимо солнца и луны, 50) не остается незадействованным. Иначе говоря, данная календарно-астрономическая система, по всей видимости близко сходная с древней инкской и носит ярко выраженный прикладной характер и в этом отношении достигла высокого совершенства.[25]
Список литературы:
1. Словарь языка кечуа
2. Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI. (пер. А.Скромницкий)
3. Лаура Лауренсич-Минелли. Любопытное понятие мезоамериканского и андского «нуля предметного» и логика инкских богов-чисел.
4. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 3, Книга 12, Глава XXXVII)
5. Хосе де Акоста. Естественная и моральная история Индий. Часть 2. Глав III
6. Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI. (пер. А.Скромницкий)
7. Ю. Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. Глава 4.
8. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 3, Книга 12, Глава XXXVII)
9. Хосе де Акоста. Естественная и моральная история Индий. Часть 2. Глав III
10. Antonio de la Calancha. CRONICA MORALIZADA DEL ORDEN DE SAN AGUSTÍN EN EL PERÚ. TOMO 3. CAPÍTULO XII
11. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI)
12. Zuidema 1990: 73; 1995
13. «Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». — Madrid, 1879, стр. XXXVI
14. Blok.NOT / Khipu. Quipu. Краткие сведения о кипу и юпане — письменности Инков в Тавантинсуйу
15. Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XVIII. — Киев, 2009 (пер. А.Скромницкий)
16. Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXIV (пер. А.Скромницкий)
17. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава VII. — Киев, 2006
18. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава VII
19. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XI
20. А.Скромницкий. Календарь Инков, согласно авторам Хроник
21. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XII
22. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава X
23. Алонсо Рамос Гавилан. История Копакабаны. Глава XXIV. стр.78
24. Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава CI. — Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий)
25. Ю. Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. Глава 4.
26. Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004. Edicion, introduccion y notas: Maria del Carmen Martin Rubio. ISBN 84-86547-71-7, стр.109-102
27. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XXV)
28. Гуаман Пома де Айяла, Фелипе. Первая Новая Хроника и Доброе Правление. Глава 11, стр. 237—262 и Глава 37.
29. Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004. Глава XV, стр. 109—113
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь_инков