Смекни!
smekni.com

Календарь инков (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Термины
2 Определения времени/пространства у инков
3 Измерения и инструменты
3.1 Астрономия
3.2 Небесные явления
3.3 Каменные столбы
3.4 Линии Секе
3.5 Кипу

4 Описание года
4.1 Начало года
4.2 Внесения изменений в календарь

5 Количественные характеристики
5.1 Год
5.2 Месяц / Луна
5.3 Дни
5.4 Часы

6 Праздники
7 Последствия испанского завоевания
Список литературы
Календарь инков

Введение

Календарь инков — состоял из солнечного и лунного календарей, применявшихся цивилизацией инков в доколумбовой Америке. Календарный год — из 12 месяцев по 30 дней в каждом — назывался уата или вата (кечуа wata) и мара (аймара mara) и состоял из 360 дней плюс дополнительные.

1. Термины

Согласно словарю кечуа Диего Гонсалеса Ольгина: Целый год назывался — Вата онтта. Полугодие — чаупиватта или чектавата.[1]

Високосный год назывался — алькаканкис (Allcacanquis) или укис (Huquiz).

2. Определения времени/пространства у инков

Для инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове на языке кечуа «pacha», что значит время и пространство одновременно. Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача, и прошлое-будущее — ньявпа-пача. И оно показывается идущим по кругу:

· как назад, это обозначает термин ñawpa pacha — прошлое время,

· так и вперед, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди.

По представлениям жителей Перу в XVI веке, время-пространство бесконечно, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: «постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись» в ответ.[2]

В доколумбовом мире, где время показано конкретно, понятие «нуля» не соотносится с понятием «ничто», как наш «нуль», а соотносится чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у инков и майя является чем-то осязаемым: это шнур без узла для инков, раковина для майя и кукурузный початок для ацтеков. Иными словами — начало чего-либо.[3]

3. Измерения и инструменты

Астрономия Небесные явления

Наблюдениями занимались Философы — амаута, они же были и астрологами.

Как писал историк Бернабе Кобо в своей «Истории Нового Света», что как и у всех народов, учёт времени у народов Перу осуществлялся благодаря наблюдению за Солнцем и Луной, а также за планетами и звёздами. Движение Солнца вокруг Мира за день позволяло отличать день от ночи, а движение Солнца между обоими Тропиками — чтобы вести учёт годам. Солнечный год они определяли по солнцестояниям. А движения Луны — для вычисления месяцев. Началом года было зимнее солнцестояние — 23 декабря. Високосных лет, по Кобо, инки не знали[4], но Акоста замечает, что одни говорили, будто индейцы знали високосные года, другие — что не знали.[5]

Индейцы в середине XVI века говорили, что великих небес — четыре.[6] Возможно, имеется в виду деление неба на 4 части: по Млечному Пути и поперёк его.

Инки наблюдали и за иными небесными объектами: кометами, метеорами.

Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» — Река, кечуа mayu), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в резуль­тате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре секто­ра. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.[7]

Небес­ная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) — главной водной артерии обла­сти Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Счи­тается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьет мало и поэтому остывает.

3.3. Каменные столбы

Измерения велись по размещенным на холмах и пригорках возле Куско столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало Тропика Рака и Козерога. Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались Пукуй-Суканка; два других, обозначавших начало лета, назывались Чирав(?)-Суканка.[8]

У Хосе де Акосты упоминается о 12 столбах. Он их называет Succanga.[9]. Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной. [10]

Похоже, что уже в середине XVI века, после завоевания испанцами, эти столбы в Куско были заброшены и наблюдение за ними прекратилось или ослабевало.

3.4. Линии Секе

Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа siq'i — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча, Куско.

Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками [11]. Но у самого Бернабе Кобо линий перечислено 41, а в итоге указывается, что их 40.

Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций [12].

Ваки вместе со столбами составляли число 350.

Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.[13]

3.5. Кипу

Несомненно, исчисление времени также осуществлялось и регистрировалось при помощи кипу, как заметил американский исследователь Гари Уртон[14], и, похоже, в связке с юпаной — счётами.

4. Описание года

Первым упоминает название года Инков историк Сьеса де Леон, в месте касающемся сбора податей: «А чтобы лучше знать, как и каким образом платились подати и собралась прочая дань, каждую гуата [guata] — а это название года — они оправляли некоторых орехонов в качестве судьи, рассматривающего дела определенной категории…»[15] И в связи с обязательным ежегодным (и поквартальным) учётом родившихся и умерших людей и пр. Также Сьеса приводит это слово в списке слов, которые он выучил в первую очередь, находясь в Перу.[16]

Как замечает историк Фернандо де Монтесинос: "Счет времени, который угасал, он (Инти Капак) возобновил таким образом, что с этого царя время считали общепринятыми годами — в 365 дней, и часами, а затем декадами, определяя для каждой декады по сто лет, и каждые десять декад по сто /36/ тысяч лет, называя их капаквата [Capahuata] или интипватан [intiphuatan], что означает «Большой год Солнца», и таким образом считали века и царствования великими солнечными годами. Между ними общепринято, говоря о каком-либо перуанском царе и о событиях, произошедших в его царствование, говорить: «Ysa ay intipi alliscampum cay ay caria (либо Iscay intipi allii canpim caycay carcca)», что означает: «После того, как минули два Солнца случилось то-то и то-то».[17]

Это обозначение «Большой год Солнца» иными словами составляет 10 обычных лет. Непонимания языка кечуа в середине 16 века, заставляло лиценциата Поло де Ондегардо (Polo de Ondegardo) заявлять, что инки не имеют древности более 450 лет, но по мнению того же Монтесиноса, это были не простые года, а Большие года — и значит минуло 4500 лет после потопа (если посчитать их за правду, то начало начал приходилось на 2930—2950 гг. до н. э., отсчитывая от времени Поло де Ондегардо, действовавшего в середине XVI века, что вряд ли правдоподобно), а само же «правление собственно инков [gouierno especial de los ingas] было 400 лет в этом крае»[18], что близко к истине (1650 год /дата составления книги Монтесиносом/ минус 400 лет = 1250 г.).

Также Великий год, но из 1000 лет, именовался пачакути или Одно Солнце.[19]

4.1. Начало года

У испанских хронистов не было единой точки зрения на то, какой месяц считать началом года. Им называли наш:

· Декабрь — Хуан де Бетансос и Хуан де Веласко, а также Мариано Э. де Риверо и Диего Тчуди, Алонсо Рамос Гавилан.

· Июнь — Диего Фернандес де Паленсия. «История Перу»,

· Май — отец Кристобаль де Молина. «Сказания и обычаи Инков»,

· Январь — у Хосе де Акосты с примечанием, что Пачакути реформировал календарь, начав год с Декабря. Точно также у Каланчи, не согласного с Диего Фернандесом, хотя и допускающем, что Июнь мог быть началом года в какой-нибудь соседней земле возле Инков.[20]

То же самое относится и к названиям месяцев, у каждого хрониста или историка встречается свои, но некоторые всё же совпадают. Скорее всего это вызвано тем, что в различных местах империи Инков придерживались своих давних наименований и не всегда собственно инкских, либо же смешанных и заимствованных, на что указывали сами хронисты.

«Узаконил» начало Инкского года с Декабря — I Лимский Собор в 1551 году своим постановлением, которого и придерживались последующие хронисты.

4.2. Внесения изменений в календарь

Согласно сведений Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.

Так, Инка Йавар Укис [Yahuar Huquiz] «был великим астрологом, и определил хороший способ как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счета будущих времен каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счет лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис [Lahuar Huquiz]».[21] При таком подсчете за 400 лет бы набегало 2400 часов, или — ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.