· Характерной иллюстрацией новых подходов в изучении национальных движений стала статья А. К. Бисенбаева «К вопросу об изучении национально-освободительных движений XIX—XX вв.» [70], которая полностью искажает историю отношений Казахстана с Россией. Автор ставит политику России в один ряд с мероприятиями Коканда, Хивы, изображая ее безжалостным хищником, стравливающим казахов с соседними народами. Он утверждает, что восстание было вызвано угрозой потери государственной и территориальной целостности Казахстана. О какой целостности идет речь, правда, не совсем понятно. Бисенбаев считает отмену ханской власти крушением основ миропонимания казахов. Автор настаивает на том, что Кенесары встал на защиту интересов народа, в глазах которого ханская власть ассоциировалась с идеей национального государства. Многие оценки этой статьи не выдерживают элементарной критики, но находят в Казахстане своих ярых сторонников. К этому же разряду можно отнести научно-популярную работу К. Даниярова «Казахские государства XV—XX вв.», которая вообще выглядит абсурдно с точки зрения изложенных фактов и выводов, автор допускает много ошибок, путает и фальсифицирует факты [71].
· В 1992 году в Казахстане широко отмечали двухсотлетие со дня рождения К. Касымова. К этой дате был приурочен выход целого ряда статей в периодических изданиях, посвященных биографии, деятельности султана в газетах «Степной маяк», «Тургайская новь», «Казахстанская Правда», «Горизонт». Например, в статье Н. Кенжебаева и А. Бисенбаева «Хан Кене», авторы подчеркивают общенациональный, освободительный характер восстания султана, называя его войной против колонизаторов, восстановившей казахскую государственность[72]. Подобного содержания и статья К. Елемесова «Рыцарь свободы». Вторжение Кенесары в кочевья киргизов он объясняет благими намерениями султана сражаться против кокандского господства, а конфликт с киргизами якобы был спровоцирован киргизскими манапами с подачи царских властей[73]. В публикации Н. Баикшеева, Т. Жолбасканова «Рыцарь свободы казахской степи» анализируются движущие силы восстания, цели султана, подчеркивается, как и в большинстве других статей, направленность борьбы против царизма, а не против взаимоотношений русского и казахского народов. В то же время умалчивается и не дается анализ причин и цели прихода Кенесары на земли киргизов[74].
· Одиозно выглядит трактовка восстания Кенесары Касымова в коллективном труде казахских ученых «История Казахстана», изданном в 1993 г., в котором это движение представлено как «всенародная, антиколониальная борьба казахского народа» [75], а руководитель восстания Кенесары Касымов как национальный герой. Авторы «Истории Казахстана» предпочитают видеть в нем не деспота, добивающегося сохранения ханской власти любыми способами, вплоть до уничтожения отдельных непокорных ему казахских владетелей, называя эти деяния лишь «вспышками гнева», а «ловкого, своеобразного политика», выступающего за «восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времен Аблая». [76]
· Некоторой объективностью отличается статья Н. Жармагамбетова «Последний хан». Он анализирует политику султана, причины поражения восстания, выводя их из отсутствия понимания у Кенесары перемен, произошедших в отношениях казахских жузов и России со времен Аблая. Крупным политическим просчетом Кенесары он считает нападения на мирные аулы, за отказ присоединиться к восстанию. Сравнивая его с Аблаем, он полагает, что султан в большей степени был полководцем, чем политиком, у которого эмоции нередко брали верх над разумом[77]. Можно привести еще десятки статей, посвященных Кенесары, где повторяются в основном политизированные официальные оценки. Помимо многочисленных научно-популярных статей интерес к проблемам восстания Кенесары стали проявлять многие казахские исследователи. Но никаких общих работ по данной проблематике до конца 90-х гг. не было выпущено. Все ограничивалось обрывочными статьями в периодических изданиях, разделами в книгах и учебниках, посвященных национальным движениям. М. Ж. Абдиров занимался изучением военной тактики Кенесары, действиям казачьих войск, но опирался при этом на уже всем известные факты, новыми были только выводы о восстании[78]. Автор под псевдонимом К. Степняк, в своей статье представил одну из версий гибели Кенесары в Киргизии[79]. Тема выступления султана затрагивается другими авторами в статьях, в учебных пособиях и т. д.
· В третьем томе новейшего издания «Истории Казахстана (с древнейших времен до наших дней)», в главе названной «Национально-освободительная борьба казахов против установления российского колониального господства в 20-40-е годы XX века», написанной Ж. К. Касымбаевым, освещается выступление Кенесары. Восстание представлено как борьба казахского народа против колонизаторской политики России. Кроме фактических недочетов, как датировка начала выступления (автор начинает его с 1838 г., а не с 1837 г.) опускается и умалчивается много принципиальных моментов восстания. Ничего не говорится о переписке Кенесары с оренбургским губернатором Перовским, Г. Ф. Генсом и о его многочисленных просьбах, об «исходатайствовании» ему помилования, о его лавировании между В. А. Перовским и сибирским губернатором П. Д. Горчаковым. Не соответствует историческим фактам вывод автора о том, что Кенесары якобы создал некое традиционное государство, признак которого он видел в сборе налога, но, однако, он не был систематическим и упорядоченным, а собирался от случая к случаю. Недоумение вызывает вообще неизвестно откуда взятый факт о «сражении» Кенесары с отрядом войскового старшины Лебедева 7 августа 1843 года[80]. В действительности, и это общеизвестный факт, но Лебедев никогда не вступал в столкновение с Кенесары, ограничившись переговорами.
· Несколько особняком стоят работы таких авторов, как В. З. Галиев и А. Х. Касымжанов. Галиев более глубоко и детально подходит к изучению восстания Кенесары. В своей статье он выделяет особое отношение российских властей к личности султана, видевших в нем не просто разбойника, а человека, преследующего политические цели. Он признавал ошибкой султана удары по аулам, отказывавшимся примкнуть к нему, конфликты с назаровцами, шектинцами, япассовцами, кипчаками. Хотя В. З. Галиев считает, что иных средств в тех условиях султан для себя не видел. Галиев отметил, что в ходе восстания действия Кенесары все больше расходились с его лозунгами, так как султан стремился к усилению личной власти[81]. А. Х. Касымжанов в книге «Портреты. Штрихи к истории Степи» попытался с разных сторон исследовать личность султана. Он подчеркивал жесткость, деспотизм политики Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием. В этом он видит причину выступлений некоторых казахских родов против него[82]. Оба автора разделяют тезис о национально-освободительном характере восстания, признавая его справедливым протестом против колониальной экспансии России, Коканда и Хивы и направленным на воссоздание казахской государственности.
· Труд Н. А. Кенесариной «О деятельности Кенесары-хана», отличается от других тем, что ее работа — это анализ документов, опубликованных в сборнике «Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова». Автор часто необоснованно дает негативные оценки, деятельности властей и находящихся у них на службе казахских султанов, биев. В то же время всячески подчеркивает заслуги Кенесары в борьбе с «русскими колонизаторами» [83]. Можно сказать, что все вышеперечисленные авторы ограничивались повторением давно известных фактов, акцентируя все внимание на национально-освободительном характере восстания и на искажении политики России в Казахстане. С точки зрения научной разработки проблематики восстания Касымова она не расширялась, все основное внимание уделялось только переоценке политики России в Казахстане и характера восстания Кенесары.
· Восстанию Кенесары посвящены работы Х. А. Аубакировой и Ж. Д. Кусаиновой. Х. А. Аубакирова в своей диссертации «Участие сибирского казачества в подавлении национально-освободительного движения казахского народа под предводительством султанов Саржана и Кенесары Касымовых 1824—1847 гг.» в главе, посвященной восстанию Кенесары, подчеркивает его антиколониальный, освободительный характер. Автор считает, что «материальное довольствие, награбленное казаками у мирных аулов, порождало сытое довольствие в казачьей среде, затмевало главную цель — ликвидацию вождя национально-освободительного движения» [84]. Таким образом, по мнению Аубакировой, все действия казачьих войск сводятся к банальному грабежу. Автор идеализирует действия К. Касымова в Киргизии, где он отличился особой жестокостью к местному населению. Причину его гибели она видит в «вероломном предательстве соседей-азиатов» [85]. Подводя итог, Аубакирова настаивает на том, что восстание Кенесары стало препятствием для продвижения России в Среднюю Азию.
· В 2002 году вышла в свет диссертация Ж. Д. Кусаиновой «Историография национально-освободительного движения под предводительством Кенесары Касымова (1837—1847 гг.)». Это попытка обобщить изучение восстания в дореволюционной, советской, современной казахской и зарубежной историографии. Однако авторские оценки лежат в русле современных политизированных официальных трактовок. Главным врагом казахов, считает она, был царизм, стремившийся колонизировать Казахстан[86].
· В зарубежной исторической науке незначительное внимание восстанию Кенесары уделялось лишь в рамках изучения имперской политики России. Наиболее известной является работа немецкого исследователя Э. Саркисянца «История восточных народов России до 1917 г.». Она не была специально посвящена выступлению Кенесары, а только подчеркивала колониальную направленность политики России в отношении населявших ее народов. Анализ зарубежных работ по этим проблемам уже проводился в работах историографов К. Л. Есмагамбетова, М. Т. Лаумулина, Ж. Д. Кусаиновой, поэтому нет никакой необходимости повторять его.