Важное теоретическое и практическое значение имеет определение начального и конечного момента преступного бездействия.
Начальный этап бездействия — начало невыполнения виновным возложенной на него обязанности (лицо, обязанное платить алименты, уклоняется от их уплаты).
Конечный этап бездействия — начало выполнения виновным обязанности либо момент наступления вредоносного последствия.
Бездействие может выражаться в единичном факте воздержания от совершения определенных действий (ст. 125 УК - оставление в опасности), но может представлять собой определенную систему пассивного поведения (ст. 293 УК - халатность).
В то же время лицо не может нести уголовную ответственность, если оно не выполнило действия, которые не входили в круг его обязанностей.
Как и уголовно-правовое действие, бездействие носит уголовно-правовой характер лишь тогда, когда оно является волевым. Пассивное поведение, лишенное волевого характера, не влечет за собой уголовной ответственности. Поэтому ответственность за бездействие не наступает, если оно совершено под влиянием непреодолимого физического принуждения. Так, охранник не может отвечать за то, что не воспрепятствовал хищению вверенного под его охрану имущества, если преступники связали его и лишили возможности сопротивляться или звать на помощь.[18]
Не имеет уголовно-правового характера и пассивное поведение человека, допущенное им под влиянием непреодолимой силы природы, так как лицо не в состоянии преодолеть препятствия на пути к выполнению лежащей на нем обязанности действовать (сам врач был тяжело болен).
Однако понятие непреодолимой силы не является абсолютно неизменным. Например, пожар является непреодолимой силой для обычного гражданина, в связи с чем его нельзя привлечь к уголовной ответственности за оставление лица в горящем доме. Однако для пожарного по профессии это обстоятельство не может исключать ответственности.
По своему характеру преступное бездействие может быть двух видов: чистое и смешанное бездействие.
Чистое бездействие налицо, когда сам факт бездействия является оконченным преступлением независимо от наступивших последствий (неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии).
Смешанное бездействие возможно лишь в том случае, если вследствие него наступили определенные общественно опасные последствия. Например, ст. 328 УК РФ - уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы - образует «чистое» бездействие; ст. 339 УК - уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами - образует «смешанное» бездействие.[19]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что под общественно опасным противоправным бездействием следует понимать осознанное волевое пассивное поведение, выраженное в несовершении тех действий, которые лицо обязано было и могло совершить в данных условиях, вследствие чего общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, причинен вред или они поставлены в опасность причинения вреда.
Итак, обязательным признаком объективной стороны преступления является общественно опасное и противоправное деяние. Оно может проявляться в двух формах - в форме действия или в форме бездействия. Общественно опасное и противоправное деяние влечет наступление общественно опасных последствий.
Показателем, характеризующим преступление, являются последствия. Преступные последствия могут быть классифицированы следующим образом: имущественный, моральный, физический и иной вред, причиняемый преступлениями общественным отношениям, а также все затраты общества на борьбу с этим социально-негативным явлением.[20]
Существуют две основные группы преступных последствий:
¾ материальные;
¾ нематериальные.
В свою очередь, материальные последствия подразделяются на последствия имущественного характера и причинение вреда жизни и здоровью гражданина. Нематериальные последствия также подразделяются на последствия, связанные с нарушением общественного порядка или деятельности учреждений и предприятий и нарушений чести и достоинств граждан и их личных имущественных прав (например, моральный вред при клевете или оскорблении).
Уголовный закон выделяет преступления с:
¾ материальными составами. Т.е. когда наличие оконченного состава преступления связывается с наступлением вполне определенных последствий.
¾ преступления с формальными составами. Преступление считается законченным после совершения общественно опасного деяния независимо от наступления определенных общественно опасных последствий.
В реальной действительности любые преступления, в том числе и формальные, всегда влекут какие-то вредные изменения в окружающей действительности, в охраняемых уголовным законом объектах. Однако эти изменения и последствия не включены в состав формальных преступлений и при решении вопроса о наличии или отсутствии деяния не принимаются во внимание. В этом случае последствия могут имеет уголовно-правовое значение, но не для определения состава преступления, а как обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину при назначении наказания.
При конструировании объективной стороны преступления (материальный или формальный состав) выбирается не произвольно, а с учетом и в зависимости от характера и специфических особенностей общественной опасности преступления и особенностей уголовно-правовых мер борьбы с ним.[21]
В ряде случаев необходимо использовать при реконструкции формального преступления ввиду невозможности конкретного определения общественно опасных последствий преступного деяния или значительной трудности такого определения. Характерный пример - клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица (ст. 129 УК РФ). Последствие этого преступления - причинение вреда чести и достоинству личности. Если включить это последствие в состав клеветы, то всякий раз следствие и суд должны были бы решать вопрос о наличии или отсутствии состава клеветы в зависимости от того, насколько сильно опозоренным чувствовал себя потерпевший из-за распространения заведомо ложных измышлений. Установить это очень сложно, так как одна и также ситуация для разных людей может быть причиной очень серьезных переживаний или напротив, может пройти совершенно незамеченной. Иногда конкретизация вредных последствий хотя и возможна, законодатель не включает их в состав преступления потому, что преступление имеет высокую степень опасности уже в момент совершения самого деяния.
Так, последствия лежат за пределами составов таких опасных преступлений, как разбой (ст. 162 УК РФ ), вымогательство ( ст. 162 УК РФ ). При иной конструкции составов таких преступлений, как материальных, то сами преступления считались бы совершенными лишь при наступлении определенных последствий - завладении имуществом. Разумеется, такая конструкция не отвечает интересам охраны личности и могла бы осложнить борьбу с этими опасными преступлениями.
Таким образом, можно сказать, что опасные последствия являются неотъемлемым атрибутом объективной стороны преступления.
Причинная связь есть признак объективной стороны материальных преступлений. Речь об ответственности лица за наступившие общественно опасные последствия (при наличии, разумеется , вины) может пойти только тогда, когда они находятся в причинной связи с совершенным или общественно опасным действием или бездействием. При отсутствии причинной связи уголовная ответственность за наступление вредных последствий исключается.
Причина - это философская категория, отражающая одну из форм всеобщей объективной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности предметов, явлений и процессов, происходящих в природе и в обществе.[22]
Под причиной понимается явление, которое закономерно, с внутренней необходимость порождает другое явление, рассматриваемой как следствие. Это философское понимание причинности является общим для всех отраслей знаний, и поэтому оно применимо и к причинной связи в уголовном праве.
Объективный характер причинных связей имеет важное значение и для уголовного права, Следственные органы и суд при расследовании и судебном рассмотрении уголовного дела устанавливают не какую-то воображаемую связь между общественно-опасным поведением лица и вредными последствиями этого поведения, а объективную, существенную вне сознания следователя и суда причинную связь.
Наиболее общим признаком наличия причинной связи в уголовном праве следует назвать многозначность - в реальной действительности редко бывают случаи и, когда одно последствие порождается одной причиной. Причинная связь чаще всего не взаимодействие двух явлений, а совокупность ряда явлений.[23]
При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела, не ограничиваясь установлением того, наступили ли в реальной действительности общественно опасные последствия, необходимо установить, совершенно ли при этом общественно опасное деяние, содержащее признаки соответствующего состава преступления. Это обстоятельство необходимо в первую очередь учитывать в тех случаях, когда признаком объективной стороны состава преступления является нарушение определенных правил или инструкций.[24]
Например, если в результате наезда шофера последовала смерть пешехода, то нельзя сразу же решить вопрос о наличии причинной связи между действием шофера (наездом) и наступившим последствием (смерть потерпевшего). Необходимо выяснить, нарушил ли шофер какие-то специальные правила (правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств), так как смерть пешехода могла наступить и не в результате нарушения этих правил. Во всех таких случаях нарушение соответствующих правил входит в объективную сторону преступного деяния, и при отсутствии такого нарушения соответствующий состав преступления также отсутствует.[25]