Итак, в силу вышеуказанного обстоятельства некоторые сторонники существующей концепции «освобождения от уголовной ответственности», понимая отмеченное противоречие, выдвигают положение, согласно которому лишь суд должен быть наделен правом освобождать от уголовной ответственности. Но реализация этого предложения значительно снизит эффективность института: ведь одно из его ключевых достоинств – ускорение процесса и снижение загруженности и без того крайне обремененных работой органов уголовной юстиции, прежде всего судов.[4] Пока же процессуальной формой освобождения от уголовной ответственности является согласованное с прокурором постановление органа дознания или следователя, а также прокурора или судьи либо определение суда о прекращении уголовного дела (ст.25, 28 УПК РФ).[5]
Итак, при наличии оснований и условий, предусмотренных уголовным законом, лицо может быть:
а) освобождено от уголовной ответственности;
б) освобождено от уголовного наказания;
в) досрочно освобождено от дальнейшего отбывания назначенного судом наказания.
Во всех трех случаях освобождение применяется только в отношении виновных в совершении преступления. Из этой посылки вытекает, что правовой институт освобождения от уголовной ответственности принципиально отличается от случаев, когда действие или бездействие не является преступлением, потому что хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК), а равно от институтов необходимой обороны (ст. 37 УК), крайней необходимости (ст. 39 УК), добровольного отказа (ст. 31 УК), причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление под физическим или психическим принуждением, а также при обоснованном риске (ст. ст. 38, 40, 41 УК), которые в уголовно-правовом отношении объединяются понятием отсутствия в деянии признаков состава преступления. Таким образом, нормы об освобождении от уголовной ответственности неприменимы в отношении лиц, действия которых не являются преступными, иначе говоря, когда такие действия характеризуются категорией невиновности. В подобных случаях имеет место не освобождение от уголовной ответственности, а реабилитация.
Освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания имеют принципиальную общность, которая заключается в том, что в обоих случаях государство отказывается подвергать виновного мерам принуждения, которые предусмотрены уголовным законом. Вместе с тем эти правовые явления существенно отличаются друг от друга.
Первое. Освобождение от уголовной ответственности допускается, по общему правилу, лишь в тех случаях, когда преступление не представляет большой общественной опасности (преступления небольшой и средней тяжести), тогда как освобождение от уголовного наказания с этим признаком жестко не связано.
Второе. От уголовной ответственности может быть освобожден подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный. От наказания может быть освобожден только осужденный, т.е. лицо, в отношении которого уже был вынесен судебный приговор.
Третье. От уголовной ответственности виновный может быть освобожден не только судом, но и прокурором, следователем или органом дознания путем прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования или же отказа в возбуждении уголовного дела, когда лицо еще вообще не занимает никакого определенного положения в уголовном процессе. От уголовного наказания лицо может быть освобождено только по решению суда (обвинительный приговор с освобождением от наказания, определение или постановление с прекращением уголовного дела).
Таким образом, современное российское законодательство, руководствуясь принципами гуманизма и справедливости, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление. Далее мы подробнее рассмотрим виды освобождения от уголовной ответственности.
Глава 2. Виды освобождения от уголовнойответственности
Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 г. предусмотрены следующие виды освобождения от уголовной ответственности:
- в связи с деятельным раскаянием виновного (ст. 75 УК);
- в связи с примирением виновного с потерпевшим (ст. 76 УК);
- в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК);
- в связи с актом амнистии (ст. 84 УК);
- в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК).
Амнистия как уголовно-правовой институт предусмотрена в специальной главе УК, поэтому она в данной работе будет рассмотрена в следующей главе.
Основания освобождения от уголовной ответственности и, соответственно, виды такого освобождения делятся на две группы.
К первой относятся истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и акт амнистии. При наличии указанных в законе обстоятельств орган дознания, следователь, прокурор или суд, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны освободить лицо от уголовной ответственности, а делопроизводство прекратить.
Этот вывод вытекает из того, что в ст. 78 УК, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, употребляется категорическая формулировка: "Лицо освобождается от уголовной ответственности...".
Ко второй группе разновидностей освобождения от уголовной ответственности относятся все остальные, а именно: в связи с деятельным раскаянием виновного, в связи с примирением виновного с потерпевшим, в связи с изменением обстановки (ст. ст. 75 - 77 УК) и в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК).
Указанные в данных статьях обстоятельства порождают не обязанность соответствующего правоохранительного органа, в производстве которого в настоящее время находится уголовное дело (органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), а право освободить виновного от уголовной ответственности. Это утверждение вытекает непосредственно из текста упомянутых статей УК, каждая из которых в качестве ключевой содержит формулировку: "Лицо... может быть освобождено от уголовной ответственности...".
Общим и обязательным условием такого освобождения является то, что данному лицу инкриминируется совершение преступления небольшой тяжести, а применительно к освобождению в связи с изменением обстановки и применением принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним - преступления небольшой или средней тяжести.
При решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности на основании исполнения предписания ст. ст. 75 - 76, 90 УК кроме категории совершенного преступления должны приниматься во внимание и другие фактические обстоятельства, совокупность которых позволяет однозначно определить степень общественной опасности содеянного и оценить личность виновного и сделать вывод о целесообразности его освобождения от уголовной ответственности.
В отличие от вышеизложенного освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности и в связи с актом амнистии (ст. ст. 78 и 84 УК) не обусловлено определенной категорией совершенного преступления. Такое освобождение может иметь место в отношении лица, виновного как в преступлении небольшой или средней тяжести, так и тяжкого и даже особо тяжкого преступления.
Освобождение от уголовной ответственности по своему юридическому содержанию означает освобождение виновного от всех правовых последствий совершенного им преступления: от порицания, которое от имени государства объявляется обвинительным приговором суда и означает официальное признание гражданина преступником, от наказания и от судимости. Такое освобождение в обязательном порядке предполагает отмену всех мер уголовно-процессуального принуждения - меры пресечения, ареста на имущество. Освобожденному от уголовной ответственности подлежат возвращению изъятые вещи, предметы, документы. Вместе с тем освобождение от уголовной ответственности не означает признания лица невиновным и не освобождает от гражданско-правовой, например имущественной, ответственности за совершенное деяние, а также от административного, дисциплинарного и общественного взыскания.
Рассмотрим теперь более детально статьи Уголовного Кодекса, посвященные видам освобождения от уголовной ответственности, а также проведем некоторое сравнение между комментариями к статьям «старого» и «нового» Уголовных кодексов.
В прежнем российском уголовном законодательстве не было нормы, регулирующей освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, отсутствовало нормативное основание такого освобождения и в уголовно-процессуальном законодательстве. Деятельное раскаяние предусматривалось лишь в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
Между тем, еще в Соборном уложении 1649 г. в ст.21 предусматривалось освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Здесь лицо, совершившее ненарочное убийство, освобождалось от ответственности в том случае, если само явилось в следственные органы и засвидетельствовало оное.[6]
При освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием речь не идет о признании освобождаемого невиновным в совершении преступления. Напротив, закон исходит из факта совершения лицом уголовно наказуемого деяния, поэтому данное основание освобождения от уголовной ответственности, как и другие, предусмотренные УК, называется нереабилитирующим.[7]
Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК) выступает нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности лица, которое после совершения преступления позитивными действиями подтвердило свое раскаяние и тем самым утратило опасность для общества.