В отличие от добровольного отказа от преступления (ст.31 УК), который имеет значение обстоятельства, исключающего уголовную ответственность за преступление, не доведенное до конца по доброй воле самого лица, деятельное раскаяние по общему правилу не исключает уголовной ответственности, а лишь смягчает наказание (п. «и», «к» ч.1 ст.61 УК). Поэтому закон придает деятельному раскаянию значение обстоятельства, освобождающего от уголовной ответственности, только при наличии определенных условий.
Основу диспозиции ч.1 ст.75 составляют объективные и субъективные условия освобождения от уголовной ответственности. Объективное условие, фактически имеющее место до осуществления преступного деяния, - совершение преступления впервые. Объективное условие, возникшее в момент совершения преступления, - непревышение пределов допустимого нормой вреда (совершение преступления небольшой тяжести для ч.1 ст.75 УК). Субъективные условия, возникновение которых возможно после совершения преступления, следующие: а) добровольная явка с повинной, б) способствование раскрытию преступления, в) возмещение причиненного ущерба, г) заглаживание иным образом причиненного преступлением вреда.[8]
Сумма всех перечисленных условий и представляет собой основание – совокупность допустимых достаточных признаков для освобождения от уголовной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из этих условий в случае, если оно необходимо по конкретному юридическому факту, должно свидетельствовать о том, что как такового основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием – нет, но наличествуют отдельные обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность.
Вопрос об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, может быть решен только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК. Так, например, в соответствии с примечанием к ст.126 УК РФ лицо, добровольно освободившее похищенного человека, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Аналогичные нормы предусмотрены в статьях 205 (терроризм), 206 (захват заложников), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, и взрывных устройств), 223 (незаконное распространение оружия) и др.
Лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, если оно было ранее осуждено за какое-либо преступление, при этом не имеет значения, к какому виду и размеру наказания оно приговаривалось (штраф, исправительные работы, условное осуждение, лишение свободы). В то же время, если судимость за ранее совершенные преступления снята или погашена в установленном законом порядке, вопрос об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием компетентными органами может быть рассмотрен.
Итак, после совершения преступления лицо должно проявить деятельное раскаяние, т.е. совершить какие-либо активные позитивные действия, примерный перечень которых приведен в законе.
К таким действиям относится прежде всего явка с повинной. Она должна быть добровольной, что означает осознанное активное действие лица, совершившего преступление, связанное с обращением в органы милиции, прокуратуру или в суд с заявлением о содеянном им. Кроме того, явка с повинной будет таковой, когда органам следствия ничего не известно о самом лице, совершившем преступление.
Другой формой деятельного раскаяния является пособствование раскрытию преступления. Это может быть, например, указание в явке с повинной лиц, принимавших вместе с виновным участие в совершении преступления, места нахождения орудий и оружия преступления, похищенного имущества, трупа и другие действия, имеющие значение для полного, объективного и оперативного раскрытия преступления.
Деятельное раскаяние может также носить форму добровольного возмещения причиненного ущерба и заглаживание вреда. Компенсация может состояться как в форме выплаты оговоренной денежной суммы, так и в устранении вреда в натуральной форме (передача потерпевшему равноценного нового имущества вместо поврежденного или уничтоженного, исправление поврежденного имущества, одежды, транспортных средств и т.д.). Возможно заглаживание и морального вреда, принесение публичного извинения оскорбленному; опровержение данных, послуживших основанием к клевете, и т.д.
Таким образом, только совокупность трех рассмотренных условий (небольшая тяжесть преступления, совершение его впервые и факт деятельного раскаяния) обосновывает постановку вопроса об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со ст.75 УК.
Рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности является факультативным: он составляет не обязанность, а право органа дознания, следователя, прокурора или судьи (суда). Данный вид освобождения допускается только с согласия обвиняемого (ч.2 ст.27 УПК).
Исходя из процессуальной роли потерпевшего и его специфической связи с виновным закон предусматривает ранее неизвестное российскому уголовному законодательству основание освобождения от уголовной ответственности – в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим (ст.76 УК).
По УК РФ освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим предусмотрено по всем преступлениям, относящимся к категории небольшой тяжести, т.е. умышленным и неосторожным деяниям, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ). К таким деяниям относятся преступления, предусмотренные ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ч. 1 ст. 127 (незаконное лишение свободы), ч. 1 ст. 213 (хулиганство) и т.д.
Итак, для применения ст.76 УК необходимы четыре условия.
Во-первых, совершенное деяние должно относиться к категории преступлений небольшой или средней тяжести.
Во-вторых, преступление должно быть совершено виновным впервые.
В-третьих, налицо факт примирения лица, совершившего преступление, с потерпевшим. Примирение – это не просто акт прощения со стороны потерпевшего, а его отказ от своих первоначальных требований и претензий к лицу, совершившему преступление. Акт примирения должен быть оформлен в надлежащем процессуальном порядке, т.е. соответствующим протоколом, подписанным виновным, потерпевшим и должностным лицом, принимающим решение об освобождении от уголовной ответственности.
В-четвертых, лицо, совершившее преступление, еще до примирения (и как условие такого примирения) должно загладить причиненный потерпевшему вред. Возмещение или устранение вреда должно быть адекватным причиненному вреду. Потерпевший может требовать возмещения как материального, так и морального вреда. Если потерпевший не будет удовлетворен возмещением вреда, виновный не может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением, поскольку такое примирение не может быть признано таковым в силу отсутствия выполнения всех условий, изложенных в ст. 76 УК.
Только все четыре условия в совокупности образуют основание для освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности в силу примирения его с потерпевшим. Процессуальным условием применения ст.76 УК является согласие обвиняемого на освобождение от ответственности на этом основании (ч.2 ст.27 УПК).
Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим является правом компетентных органов, а не обязанностью. В силу этого органы дознания, следователь, прокурор, суд (судья) могут и не принимать указанного решения, если придут к выводу о его нецелесообразности.
Например, преступление, предусмотренное ст. 133 УК (понуждение к действиям сексуального характера), законом отнесено к категории преступлений небольшой тяжести (максимальное наказание — до одного года лишения свободы). Между виновным и потерпевшим (потерпевшей) может состояться примирение и приняты меры к заглаживанию причиненного вреда. Однако в силу общественной значимости, социальной опасности содеянного, оценки личности виновного и других обстоятельств органы, в ведении которых находится решение данного вопроса, вправе не принимать такого решения и рассмотреть дело по существу.
Освобождение от уголовной ответственности за давностью применяется при наличии двух условий, предусмотренных законом: 1) истечение установленных законом сроков и 2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение этих сроков (ст.78 УК).
Обратим внимание на то, что название рассматриваемой нормы не соответствует ее содержанию, так как срок давности исчисляется до момента вынесения приговора. Следовательно, в законе установлена давность осуждения, а не давность привлечения к уголовной ответственности.
Чем меньше проходит времени между преступлением и наказанием, тем, как правило, выше эффективность его воздействия. И напротив, наказание лица через значительный промежуток времени после совершения им преступления по общему правилу становится нецелесообразным с точки зрения осуществления целей наказания.
Известное значение имеет и то, что со временем затрудняется расследование преступления, в ряде случаев утрачиваются или теряют свою силу доказательства, забываются или искажаются в памяти сведения, известные свидетелям, поэтому правильное рассмотрение судом дела во многих случаях становится или затруднительным или невозможным. В интересах неотвратимости наказания уголовная ответственность должна наступать тотчас по совершении преступления. Это предопределяет эффективность наказания. Кроме того, тот факт, что лицо в течении значительного времени не совершило новых преступлений, свидетельствует о меньшей степени его опасности. Именно поэтому закон устанавливает сроки, по истечении которых отпадает необходимость привлечения лица к уголовной ответственности.