В 1550 году царь вместе с Думой принял новый Судебник. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр. Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и «лучшие люди» - по постановлению Судебника обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников [1].
Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В 1549 году церковный собор провел канонизацию «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон [5] .
В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения:
1.Заменить домашние школы на правильно организованные церковные училища. Их рекомендовалось основать в Москве, Новгороде и других городах.
2. Предписывалось переписывать книги с добрых переводов, править, чтобы не допускать ошибок. Иконописцам следовать греческим образцам и Андрею Рублеву.
3. Исправить нравы низшего духовенства, усилив надзор и наказание за непослушание. Вводилась слежка за низшим духовенством.
4. Осуждена продажа церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде.
5. Осуждены «бесовские игрища» и скоморошные представления. Грехом признали стрижку бороды, азартные игры, мытье в бане мужчин и женщин вместе.
6. Осудил монастырских служащих за злоупотребления, призвал монахов довольствоваться квасами. Запрещалось проживать в одном монастыре монахам и монашкам, не велено жить в миру, собирать деньги и бражничать.
7. Поощрялось милосердие к народу.
8. Проведена перепись больных, калек, стариков, чтобы устроить богадельни для них с пищей и одеждой. Для надзора избирались «градские целовальники», чтобы монахи не злоупотребляли выделенными средствами. Но зарплату служащим не платили.
9. О церковном землевладении. Церковь лишалась земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Запрещалось покупать земли без специального разрешения царя. Возврату подлежали все поместные и «черные» земли, которые отняли или купили монастыри у прежних хозяев. Монастыри стали платить в казну все основные налоги, даже больше, чем дворяне [5] .
Некоторые положения собора оказались не совсем чётко сформулированы и позднее стали открыты для критики. Их переоценка в середине XVII века послужила причиной церковного раскола [5].
Собор дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни, открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила толчком для более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян [2].
Таким образом, в первый период правления Ивана IV, были проведены Земская реформа, в 1550 году был принят новый Судебник, в котором из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Данные реформы способствовали укреплению центральной власти и в известной мере удовлетворили интересы дворянства.
Второй период реформ
На втором этапе реформ завершилась перестройка центральных органов власти и возникла единая приказная система. Крупнейшие отрасли управления перешли в ведение особых приказов: внешние сношения сосредоточились в Посольском приказе, военные дела в - Разрядном, земельные дела в Поместном приказе. Старые территориальные учреждения - так называемые дворцы - не были уничтожены, но утратили своё прежнее значение. Приказная система не отличалась полным единообразием, но она отвечала потребностям политической централизации Российского государства. Боярская дума контролировала деятельность приказов, периодически посылая туда окольничих и бояр. Приказы стали разветвленной канцелярией думы. Что касается служилой бюрократии, то она сосредоточила в своих руках всё приказное делопроизводство [1] .
Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил А. Адашев. Он принимал челобитные и проводил по ним расследование, т.о. челобитная изба стала высшим контрольным органом. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный ведал вооружёнными силами. Разбойный вёл борьбу с «лихими» людьми. Земской ведал порядком в Москве [1].
Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений - устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы на втором этапе реформ обычно считают крупнейшим мероприятием Избранной рады [1] .
Самый важный адашевский «приговор» 1555 - 1556 гг. был посвящён кормлениям и службе. Правительство приступило к ликвидации кормлений уже в самом начале 50-х годов, и именно тогда были ликвидированы крупнейшие наместничества во внутренних уездах страны (Рязанское, Костромское и др.). Но после взятия Казани бояре «возжелали богатства», разобрали доходные кормления, а прочими кормлениями «государь пожаловал всю землю», иначе говоря, знатнейшее дворянство. Новая широкая раздача кормлений имела место в связи с первыми успехами в Ливонской войне в 1558 г. Итак, «приговор» 1555 - 1556 гг. не ликвидировал систему кормлений одним ударом. Из - за противодействия бояр и знатных дворян, пользовавшихся привилегией замещать «кормленные» должности, отмена кормлений затянулась на многие годы. Перестройка органов местного управления была осуществлена в полной мере и в сравнительно короткий срок только на Севере, где на черносошных землях жило малочисленное крестьянское население и почти совсем отсутствовало землевладение феодалов. Суд и сбор податей прежде осуществляемые здесь кормленщиками, перешли в руки «излюбленных голов», выбиравшихся населением. На черносошном севере земское самоуправление дало наибольшие преимущества не дворянам, а купцам промышленникам и богатым крестьянам. Земские органы наделялись довольно широкими полномочиями (административными, судебными, финансовыми). Они защищали на местах интересы зарождавшегося «третьего сословия» - волостной и посадской верхушки, в первую очередь [5].
Земская реформа, проведенная правительством Адашева, в целом как бы завершила общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах [5] .
Военная реформа Адашева упорядочила дворянскую службу и повысила боеспособность армии накануне решающих сражений Ливонской войны.
Таким образом, во второй период правления Ивана Грозного завершилась перестройка центральных органов власти и возникла единая приказная система. Одним из первых приказов была Челобитная изба, которая стала высшим контрольным органом. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный ведал вооружёнными силами. Разбойный вёл борьбу с «лихими» людьми. Земской ведал порядком в Москве. Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений - устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы на втором этапе реформ обычно считают крупнейшим мероприятием Избранной рады. Военная реформа упорядочила дворянскую службу и повысила боеспособность армии накануне решающих сражений Ливонской войны. В результате реформ Избранной Рады весьма чётко обозначился процесс развития сословных прав и самоуправления, который охватил различные слои русского общества - дворянство, горожан, крестьянство и духовенство. Правительство середины XVI века предпринимало такие меры и к тому, чтобы сохранить господствующее положение в стране аристократической верхушки служилого сословия.
Опричнина
Иван Грозный все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 году он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену [4] .