Смекни!
smekni.com

История тюркских народов происхождение, быт и культура (стр. 8 из 24)

Качествами, отличавшими огурских тюрок от их сородичей, занимавшихся в большинстве своем выращиванием животных, били не только занятие охотой и торговля мехами, но и то, что благодаря природным условиям мест их проживания они были и хорошими земледельцами.

Когда огуры жили в западной Сибири, они соседствовали с отошедшими туда после падения среднеазиатского государства Чичи Танху гуннами, после чего вошли в состав европейских гуннов, создавших на западе сильное государство. После распада гуннской империи и прекращения централизованной власти (460-470 гг.) огуры, на сей раз вместе с группой гуннов, собрались вокруг Ирнека, пришедшего с запада, и создали булгарское государство. Огуры продолжили свое единство во времена правления следующего после Ирнека Мундо (Муджук?) и правивших после него четырех правителей до 550-х гг.

Великая Булгария

В системе организации первого булгарского объединения, просматривается большинство Он-огуров, которые большинством исторических источников, после VI века, показаны, как жители Северного Кавказа. В то время эту территорию называли «Патриа Оногурия», что значит «Родина Он-Огуров». В первую половину VIII века, он-Огуры, распространяются и на берегах Азовского моря. После входа государства Гёк-Тюрков, в 630 году в период безвластия, булгаре, как и хазары, берут управление в свои руки и создают свое собственное государство, названное Великая Булгария. Организация создания принадлежит династии «Коурт= Курт» первого правителя Доуло.

Государство, созданное посредством объединения разрозненных племен огуров Курта, было названо - Великая Булгария (Магна Булгария). Однако, это государство просуществовало короткий срок, развалившись под давлением соседей, Хазарского Каганата, после смерти его основателя в 665 году.

Одна часть, большинство которой составляли Отуз-Огуры, эмигрировала на север (Итильские Булгаре), один из потомков Курта, Бат-Баян, признав власть хазар, остается на Кавказе во главе венгров и он-огурских булгар, которые являются предками нынешних жителей Балкан, а брат Бат-Баяна, Аспарух, с многочисленными племенами булгар отправляется на Дунай. В 668 году, Аспарух переходит на Балканы, где после захвата плодородных земель, в 679 году, создает новое Булгарское Государство, которое в короткий срок, в 681 году признано Византийской Империей.

КИМЕКИ

Кимеки (кимеги), в средних веках жившие в западной части тюркской Родины, были древним и большим тюркским народом. Они основали государство, просуществовавшее с середины 8-го до середины 11-го в. Число исторических источников о кимеках, найденных в местах их проживания довольно ограничено. Довольно обширная информация была получена из географических произведений периода 10-11 в., подготовленных в Туркестане: «Худудуль-Алема», автор которого не известен (982 г.) и «Зейнуль Ахбар», написанное Абдульхаем Гердизи (1050 г.).

Название племени «кимек» (кимяк), возможно, произведено от «кеме»- первичного написания слова «корабль». Известно, что они жили по двум берегам реки Иртыш. Вероятно, что это название им было дано соседями кого либо вида корабля, которыми они наверняка пользовались для переправы через эту широкую реку.

Две захватнические армии, китайская и арабская, пришли с востока и запада и встретились там. Обе они боролись за владение территорией. В результате поддержки арабов карлуками, жившими на юге от кимеков, в войне летом 751 г., Китайская армия потерпела поражение в битве близ Таласа и отступила. Вместе с тем арабскому правителю тоже не удалось утвердить свою власть на этой территории. Таким образом простилавшийся на западе от озера Иссык-Куль район Талас остался во власти упомянутых карлуков. Некоторые из живших там племен были вынуждены оставить пастбища правителю и отойти к северо-западу.

В результате постоянного усиления карлуков в 765 г. было окончательно разрушено и государство тургишей. С другой стороны было разрушено и государство гёк-тюрок на востоке от постоянных набегов уйгуров, картуков и басмилов. В результате этих событий, следовавших в восточном и западном Туркистане одно за другим, политическая ситуация в Средней Азии менялась. Должно быть в это время, в середине 8-го века, кимеки и создали свое государство. они были народом, состоящим из нескольких ветвей. Государство носило характер союза больших кочевых племен. Самым большим племенем этого союза, создавшего государственное образование на уровне «хаканства», были, возможно, с самого начала кипчаки.

В Х веке Кимекское ханство существовало на южной половине западной Сибири в виде большого народа. В западной части страны, на территории, протянувшейся до Урала, расположились кипчаки, которые были одним из племен союза. Их соседями на востоке были киргизы, на юго-востоке –карлуки, на юго-западе- огузы. Границы Кимекского государства во второй половине века распространялись на юге до селения Савран, что на берегу Сейхуна, а на западе – до истоков Волги.

В начале века китаны (кытыны, кытаи, кхитаи) – монгольское племя, пришедшее из Китая, основали государство (916 г.). В результате этого находившиеся там некоторые тюркские племена начали отходить на запад. Китаны заняли бассейн Селенги в 924 г. и вошли в город Карабалык (Кар-Балгасун). Во времена их походов были изгнаны с мест и проживавшие там с 840-го года киргизы. В середине века продолжалось распространение кимеков на запад. Западные общины овладели юго-западом Уральских гор, долинами рек Урал и Эмба. Они достигли и берегов Каспийского моря. Согласно географу Истахри (933-951 гг.), границей между кимеками и гузами (огузами) является река Исиль (Атыл, Итиль?).

Большое переселение племен первой половины 11 века оказало отрицательное влияние и на кимек. В союзе племен началась смута и он распался. Видимо в середине столетия беспокойства в стране увеличились, центральное управление ослабло и начались протесты против него. С другой, стороны многочисленные кипчаки стали пытаться установить свою власть над племенами, находящимися на территории, часть их начала походы на запад. Все это, должно быть, ослабило государство кимек. Распад союза и управления был настолько внезапным и окончательным, что во второй половине столетия имя государство кимек и даже их название стало забываться. Их место заняло самое многолюдное племя кипчаки. Это дает повод полагать, что кипчаки взяли в свои руки и управление в своем союзе, а все племена кимекского союза присоединились к ним.

Кимекский народ образовался в результате объединения множества тюркских племен. В результате распада, произошедшего в середине 11-го в., некоторые из племен союза продолжили существование либо по одному, либо присоединившись к другим племенам.

Наиболее многолюдное из племен союза кипчаки распространились в степях западной Сибири и на севере Каспийского моря. Часть из них вместе с половцами направилась в среднюю Европу. Там они создали новое государство союза племен. Оставшиеся же на своих землях продолжили свое существование до образования новых этнических обществ в 15 веке.

Положение кемеков было похожим на кипчакское. Часть их осталась на местах, а часть перешла в восточную Европу. Кемеки в 12 в. пришли на берега Сырдарьи и вошли в подчинение государства хорезмских шахов. Они сыграли важную роль в некоторых успешных походах этого государства. Другим племенем из союза были баиндыры, которые, вероятно, не были многочисленными и распространенными. Они просто входили в огузский народ. Позже в 15 в. род баиндуров Аккоюнлу создаст государство, включающее в себя восточную Анатолию и Азербайджан

Лекция 3. ПРИНЯТИЕ ТЮРКАМИ ИСЛАМА

1.Факторы способствовавшие принятию религии ислама тюрками.

2. Аюбиды

3. Мамлюки

Тюркские племена, правившие в течение 1200 лет на степной территории от Дальнего Востока до Центральной Европы и оставившие большое количество политических, социальных и этнических следов, создав на этот раз в эпоху Ислама в различных мусульманских странах, (где, в качестве правящих масс, они установили исторический приоритет) крупные империи (Караханская, Газневидская, Сельджукская, Хорезмшахская, Индо-Тюркская империи), государства (Ирак, Сирия, Кирман, Анатолийские Сельджуки, Толуны, Ихшиды, Египетское Тюркское государство, Делийский Тюркский султанат, Тимуриды, Кара-Коюны, Аккоюны), атабекства (Салгур, Иль-Дениз, Бори, Зенги, Бей-Тегин) и бекства (Артукское, Данишмендское, Менгуджукское, Салтукское, Иналское, Ахлат-Шахское, Измирское, Эфесское), взяли в свои руки контроль над существованием исламского мира: сравнивая их с османами, можно сказать, что именно они задавали направление в последнем тысячелетии в истории Средней Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы.

Общепринятым является мнение, что принятие тюрками ислама произошло по собственной воле, что является одним из важнейших событий в мировой истории. Это определенным образом отразилось в арабских письменных источниках. К примеру, некий тюрок, служивший в личной библиотеке халифа Аль-Ма’муна, сказал следующее: «Иранцы и греки, отдав свои земли чужакам, стали пленникам в собственных странах, тюрки же никому не отдали своей родины...».

Действительно, у ислама и древними тюркскими верованиями было много схожих черт. Тюрки с давних пор были приверженцами монотеистических верований. Они веровали в Судный День и в бессмертность духа, а также совершали жертвоприношения Богу. Кроме того, принесенные исламом нравственные постулаты ,оказались схожими с древнетюркским понятием «отваги», в особенности идея джихада подкрепляла тюркские идеи завоеваний. Должно быть, это и является причиной скорого появления тюрков на мировой арене в качестве знаменосцев ислама.