Парламентаризм, по мнению Каддафи, — порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы становятся полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть, парламентское представительство — обман. В целом, теория представительского правления — устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом помыкали правители, как бессловесным скотом.
Партия, согласно «Зеленой Книге», это современное диктаторское орудие правления — это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в нём своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция — это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место правящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть — в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.
Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению, борьба партии за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами. Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие.
Референдум — это фальсификация демократии. Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо «да» либо «нет». М. Каддафи считает, каждый должен иметь возможность обосновать своё желание, причину, одобрения либо неодобрения. Поэтому, чтобы быть до конца демократичными, надо создать такое орудие правления, которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.
Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в результате которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия — это контроль народа над правительством, и на его место приходит новое: демократия — это народный самоконтроль».
«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Все существующие ныне в мире системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию».
Подобная система работает достаточно эффективно: в Джамахирии все население страны разбивается на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты, которые в свою очередь формируют второй круг народных конгрессов, а уже те избирают административные комитеты, заменяющие собой госадминистрацию. Вопросы, рассматриваемые на народных конгрессах, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном конгрессе. Соответственно, итоги и решения Всеобщего конгресса доводятся до нижестоящего звена в обратном порядке.
На Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов, профсоюзов и профессиональных объединений, обсуждаются важнейшие общественные вопросы и выносятся окончательные законодательные решения.
В первой части «Зеленой Книги» М. Каддафи также изложил и свои воззрения на свободу слова. По его мнению, «человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения, и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие». Человек, как юридическое лицо, также свободен в выражении себя как такового. В первом случае человек представляет только самого себя, во втором — лишь группу физических лиц, образующих юридическое лицо.[6]
«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Пресса — это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации».
Во второй части «Зеленой книги» — «Решение экономической проблемы (Социализм)» — изложен экономический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла 2 февраля 1978).
В данной части разоблачает рабский характер наёмного труда и провозглашает право работника на произведенный им продукт. Человек обязан трудиться в меру своих сил и должен при этом иметь достаток, удовлетворяющий потребности, а все излишки должны направляться на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком приводит к уменьшению потребностей другого человека, а, следовательно, является недопустимым.[7]
В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип «самоуправления в экономике». В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг «Партнеры, а не наемные работники», нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.
В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище — собственность его обитателя». То есть, человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.
Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.
Функционирование политической системы «Джамахирии» на местах и, особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».
В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.[8]
Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой, и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время, каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.
Благодаря начавшейся с 1961 эксплуатации богатых нефтяных ресурсов некогда полунищая Ливия превратилась в процветающее государство с самым высоким в Африке доходом на душу населения. В 1970-е годы цены на нефть на мировых рынках значительно повысились, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, являвшейся поставщиком нефти в западные страны. Государственные поступления от экспорта нефти шли на финансирование градостроительства и создание современной системы социального обеспечения населения. Вместе с тем для повышения международного престижа Ливии огромные суммы расходовались на создание хорошо вооруженной современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия выступала в роли носителя идей арабского национализма и бескомпромиссного противника Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов и санкции ООН за укрывательство палестинских сепаратистов (от 1992 года) привели к значительному ослаблению Ливии. 12 сентября 2003 года Совет Безопасности ООН отменил санкции против Ливии введенные 1992 году.