Смекни!
smekni.com

Пьяноборская культура (стр. 2 из 2)

Село Пьяный Бор основано примерно в конце ХVIII начале ХIX веков и является самым древним русским селением на территории Агрызского района. С 1843 года в селе Пьяный Бор ежегодно организовывались торговые ярмарки, действовали постоянные базары. В Пьяном Бору, который был одним из крупнейших пристаней Елабужского уезда, в то время насчитывалось 200 дворов, расположенных на 8 улицах. В 1918 году в селе проживало 2915 человек. До 1922 село Пьяный Бор было волостным центром, а в 1930-1960 гг. являлось центром Красноборского района ТАССР.

Происхождение названия села.

В прошлом, в селе Бельские бурлаки встречались с Камскими. Здесь же обычно хозяева барок давали им расчет за пройденный участок пути. Нередко заработанные каторжным путем деньги переходили от загулявших бедняков в карманы пьяноборских кабакчиков. День и ночь в эти дни по селу разносились песни загулявших батраков, то заунывные полные скорби и жалобы на тяжелую долю, то наоборот, буйные с залихвастым свистом, полные хмельного задора.

По преданию, на территории села в далеком прошлом находился дремучий сосновый бор, заходя в него, человек пьянел от насыщенного озоном воздуха. В дремучем лесу бурлаки находили дупла с медом диких пчел, поев его – они тут же пьянели, так как мед содержал алкалоидные вещества. По этим преданиям и произошло название села Пьяный Бор.

cело основано переселенцами из Мензелинского района, которых привлекло исключительно красивое и удобное место для занятий земледелием, рыболовством, бортничеством и торговлей. Первые дома переселенцы, очищая территорию от леса и кустарников, начали строить по улице Речной и Луначарского. В то время оврага на улице Речная не было, а протекал небольшой ручей по поверхности почвы. Мужская церковно-приходская школа находилась по улице Почтовая, в начале она была 3-х классной, а затем 4-х и 5-ти классной. Обучалось в ней около 40 человек. В школах преподавало всего 2 учителя.

Красный Бор к концу XIX началу ХХ веков занимал территорию до правления колхоза, а дальше простирались огороды и многочисленные гумна, через которые шла дорога в д. Муново. Население занималось земледелием, применялось трехполье, примитивная техника (соха). Урожаи были низкими. С развитием капитализма на селе ускорился процесс расслоения крестьян на кулаков, середняков и бедняков. Беднота попадала к ним в зависимость да еще платила высокий налог государству. Многие бедняки работали батраками у купцов Гоголевых, Чигвинцевых, которые занимались торговлей хлебом, лесом, ростовщичеством. Им принадлежали лучшие здания в селе. Крестьяне жили сельской общиной, земля делилась по количеству душ. Обедневшие крестьяне продавали свой надел кулакам, превращаясь в батраков, или уезжали в город в качестве наемных рабочих. Поля крестьян разбросаны в большом отдалении от села за 20 км и более. В деревенскую страду оставались одни дети, что часто приводило к несчастным случаям. В 1896 и 1914 годах пожары уничтожили почти все село, после чего крестьяне оставались еще более обездоленными и нищими

В 1901 году в селе побывал великий русский писатель А.П.Чехов со своей женой, народной артисткой СССР Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой. Это место произвело на них огромное впечатление: «кругом ширь необъятная, покой, тишина».