Заксенхаузен был создан в районе Ораниенбурга в 30 км севернее Берлина летом 1936г., когда в самом Берлине проходили II Олимпийские игры. В столице третьего рейха можно было проводить игры под лозунгами Пьера Кубертена "О Спорт, ты - Прогресс", "О Спорт, ты - Мир" и одновременно рядом строить и заселять концентрационный лагерь.
В июле 1936г. рейхсфюрер СС Гиммлер стал шефом немецкой полиции. По-видимому, наличие концлагеря недалеко от своего дома этого кровавого палача вполне устраивало. По заказу хозяина архитектура лагеря должна была символизировать всемогущество СС и необходимость полного подчинения заключенных этому "всемогуществу". Первыми узниками Заксенхаузена стали немецкие антифашисты и те, кого национал-социалисты относили к "неполноценным" гражданам по расовым или биологическим признакам.
С начала Второй мировой войны в 1939г. в лагерь стали прибывать эшелоны с гражданами из оккупированных стран Западной Европы, позже из Польши и СССР. С 1936 по 1945 гг. через Заксенхаузен прошло более 250 тысяч узников, из 27 стран. Установить точное их число, так же как и все имена, не представилось возможным - перед бегством из лагеря, когда началось наступление советских войск на Берлин, эсэсовцы уничтожили многие документы.
В сентябре-ноябре 1941г. в Заксенхаузен один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Полуживые люди сидели и стояли в товарном вагоне, тесно прижавшись друг к другу; среди них были и умершие в пути. Прибывших направляли в "производственный" двор, где их расстреливали под завывание мощных радиол. Нередко пленных заставляли хором петь русские народные песни.
Тогда же, осенью 1941г., в Заксенхаузене была осуществлена беспрецедентная акция массового уничтожения советских военнопленных - единовременный расстрел 18 000 солдат и офицеров, доставленных с восточного фронта. Они были убиты по одиночке выстрелами в затылок. Это, не имевшее аналогов в военной истории, циничное убийство военнопленных эсэсовцы назвали "русской акцией". Герои этой акции - эсэсовцы были поощрены отпуском в Сорренто.
Правду о преступлениях и терроре в лагере эсэсовцы тщательно скрывали - разглашение каралось смертью. Но, несмотря на это и уничтожение документов, многие имена и события все же удалось восстановить.
Заксенхаузен был оборудован передвижными и стационарным крематориями, газовыми камерами, виселицами, другими орудиями смерти. Блокфюреры[8] во главе с комендантом лагеря соревновались в совершенствовании этих орудий. Все, что увидели тысячи военнопленных, доставленных в Заксенхаузен, по замыслу эсэсовцев должно было вызвать у них страх.
Как и в других гитлеровских лагерях смерти, в Заксенхаузене существовала изощренная система пыток. За малейшую провинность следовало жестокое избиение резиновыми плетками, палками со стальной проволокой, подвешивание на столб цепями или веревками за вывернутые руки: Эти издевательства эсэсовцы объявляли наказанием, а узников - преступниками. Единственным же "преступлением" узников было то, что они были узниками, а евреи, кроме того, еще и евреями, и дополнительной "вины" для систематических издевательств и умерщвления в газовых камерах им не требовалось. Изощреннейшие пытки "изобретались" для женщин-рожениц. На узниках Заксенхаузена постоянно проводили испытания новых видов ядов, отравляющих веществ, в том числе газов, препаратов против ожогов, сыпного тифа, других травм и болезней. Опыты по воздействию на людей химических веществ проводились только на советских узниках. Так, для убийств заключенных эсэсовцы решили использовать ядовитые газы, которыми уничтожали садовых вредителей. Но смертельную дозу для людей они не знали, и чтобы ее определить, экспериментировали на согнанных в подвал людях, меняя дозу и наблюдая, когда наступит смерть.
Еще один вид издевательств - испытание на прочность обуви, как предназначенной для экипировки солдат, так и гражданской. Узники-"топтуны" должны были целыми днями шагать по специальной дороге с острыми камнями и гравием, имея наполненный песком пудовый ранец за плечами.
С начала 1942г. Германия стала испытывать острую нехватку рабочей силы, и Заксенхаузен был передан в ведение группы "Д" главного хозяйственного управления СС с целью максимально использовать труд узников, в числе которых были и евреи. При этом, однако, предписывалось не забывать о главной цели - уничтожении как можно большего количества противников нацистского режима. Совмещение этих, казалось бы, несовместимых требований достигалось тем, что узников заставляли работать с утра до ночи в нечеловеческих условиях, жить впроголодь в ожидании смерти. Каторжный труд, холод, голод, болезни подкашивали людей - умирали тысячи. Но в лагерь поступали все новые транспорты, где больше всего было русских и украинцев. Их заключали в концлагерь за побеги, саботаж, антигитлеровскую пропаганду. Поселяли прибывших в общих бараках центрального лагеря и включали в команды, которые использовались на самых тяжелых работах. Заключенные требовались и для многочисленных филиалов лагеря. Самыми крупными были при авиационном заводе "Хейнкеля" и танкоремонтном заводе в Кюстрине. Всего в Заксенхаузене числилось около ста внешних команд.
На заключённых Заксенхаузена испытывали отравленные пули, впоследствии находившиеся на вооружении у агентов диверсионных групп под руководством Отто Скорцени[9]. В качестве «объектов для эксперимента» эсэсовский медик Гейнц Баумкёттер[10] (с 1943 по 1945 год он был главным врачом концлагеря) отобрал четырёх узников. На эсэсовском стрельбище заключённых заставили лечь на землю, а потом нанесли им несколько ранений отравленными пулями. Через несколько минут зрачки жертв неестественно расширились, наступили страшные конвульсии, вскоре врач констатировал смерть. Трупы были переданы эсэсовским врачам для анатомирования. После этого чудовищного эксперимента в строгой тайне началось серийное производство созданных по требованию Скорцени отравленных боеприпасов.
В 1945г. в страхе перед наступающими советскими войсками эсэсовцы спешно эвакуировали лагерь. Свыше 30 тысяч заключенных погнали без сна и отдыха к Балтийскому морю, где их ожидали баржи - всех должны были отправить на дно. Каждого, кто не мог идти, убивали на месте. Эта кровавая акция известна как "марш смерти".
В феврале 1945г. Гитлер отдал приказ, по которому ни один узник концлагеря не должен был попасть в руки противника. В Заксенхаузене было уничтожено 41332 человека, в Берген-Бельзене - около 37 тыс., в Маутхаузене - 25572, в Бухенвальде - 13056. Кого не успели умертвить, перегоняли в Любек, чтобы утопить в Балтике.
Гиммлер видел 2 пути для людей завоёванных стран - превращение в рабов или смерть.
Медицинские эксперименты в концлагерях проводились только с ведома и разрешения самого Гиммлера.
Самое непосредственное участие в опытах над узниками принимали монополии, особенно "ИГ Фарбениндустри", а также множество научных институтов, не имевших прямого отношения к СС. Начиная с 1943, опыты начали проводиться с санкции Небе, начальника пятого управления РСХА. В самих концлагерях буквально весь медицинский персонал был участниками опытов. Для экспериментов возводились бараки в некотором отдалении от остальных бараков. С течением времени у каждого концлагеря появилась своя "специализация".
В Бухенвальде в основном занимались разработкой противотифозной вакцины. Ответственным за данные опыты был институт гигиены войск СС. Непосредственно участвовали штандартенфюрер СС доцент Марговски, имперский фюрер здравоохранения, статс - секретарь группенфюрер СС Конти. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты - опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. Экспериментировали с отравляющими веществами. Руководили этими опытами штурмбанфюрер СС Шульце и оберфюрер СС Попендик.
В Дахау специализировались на малярии. С января 1942 гаупштурмфюрер СС, доктор Плетнер отбирал "абсолютно здоровых людей" в возрасте от 20 до 45 лет и заржал их малярией.С 1943 по 1945 узникам в Дахау делали прививку, чтобы вызвать у них флегмону.
С 1941 в Дахау также проводились эксперименты по выяснению воздействия перепадов давления на человека, а с октября 1942 опыты по "охлаждению" людей. Руководил этими опытами штабной врач люфтвафе (позже унтерштурмфюрер СС) Рашер.
В концлагере Равенсбрюке узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий, чтобы установить эффективность сульфаниламидных препаратов. Непосредственно руководил экспериментами профессор Гебхард Также в Равенсбрюке занимались трансплантацией костной ткани. В Заксенхаузене на узниках испытывали отравляющие вещества. В Найцвелере была широко распространена вивисекция. Также здесь экспериментировали с желтой лихорадкой, сыпным тифом. С конца 1942 в Найцвелере работал профессор Хирт, который "создавал" коллекцию черепов и скелетов "еврейско - большевистских комиссаров". В Освенциме проводили эксперименты по стерилизации, здесь выделились врач - венеролог Покорни, Шуман и профессор Клауберг. Кроме того, в Освенциме проводились "генетические эксперименты по созданию чистой арийской расы" под руководством гауптштурмфюрера СС Иозефа Менгеле. Также, под руководством Менгеле в лагере проводились эксперименты с отравляющими веществами.