Смекни!
smekni.com

История молодежного движения в России в дореволюционный период (стр. 2 из 7)

В начале своего существования поисковые отряды специализировались на поиске железа по причине очевидности этой ветви поиска для ребят. Действительно, шоковое впечатление произвели на ребят из поискового отряда находки под Вязьмой. Во время войны один из боевых отрядов выходил из окружения практически с нулевым запасом патронов, но с большим количеством винтовок. Оказавшись в топких болотах, бойцы начали мостить этими бесполезными уже винтовками гать, которую впоследствии и нашли ребята. Многие поднятые из болот военные следы впоследствии становились экспонатами музеев. Также организовывались экспедиции по выявлению районов с повышенной концентрацией необезвреженных взрывчатых объектов.

Уже позднее. когда значительная часть железа была найдена или перегнила, а большая часть взрывчатки обезврежена, поисковые отряды стали постепенно переключаться на поиск захоронений и пропавших без вести. У каждого солдата, шедшего в бой, был медальон с его данными, иногда это была обычная гильза с бумажкой внутри. Именно по этим сохранившимся медальонам и были установлены поисковиками могилы многих бойцов, числившихся пропавшими без вести.

Давно отмыта гарь, развеяны дымы,

И временем былые раны сглажены.

Мы ищем по земле ровесников следы,

Пусть вечные огни горят для каждого.

Так писал Арик Крупп в своей песни, которая по сей день остается гимном поисковых отрядов.

Сам Крупп явился ярким представителем другого направления неформального молодежного движения, возникшего в период оттепели, движения КСП (Клубов Самодеятельной Песни), многие из которого, кстати, сами были также и поисковиками. Еще в довоенный и военный периоды культуру, названную потом Авторской Песней, активно внедряли в песенный мир и поддерживали Михаил Светлов, Булат Окуджава, Михаил Анчаров. Песни Окуджавы, прошедшие вместе с ним всю войну, не раз помогали поддерживать дух бойцов в тяжелые фронтовые дни. Не зря в обойме раннего КСП-шного репертуара военная тематика занимала значительный процент.

Но эти отдельные авторы еще не составляли движения. Ядром движения стала компания выпускников МГПИ конца 50-ых годов, в которую входили Юрий Визбор, Ада Якушева, Светлана Богдасарова, Раиса Черноборисова, Александр Красновский, Юлий Ким. Чуть позже к ним присоединилась плеяда “поющих МГУ-шников”: Юрий Никитин, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев... А потом еще Саша Городницкий, Володя Туриянский, Женя Клячкин, Игорь Михалев. Так и сложилась в конце концов компания поющих шестидесятых.

Необходимо отметить, что идеологическая направленность КСП 50-ых, 60-ых годов существенно отличалось от таковой более позднего периода, о котором речь пойдет дальше. Тогда же основным объектом, о котором и для которого писались песни, был простой советский труженик, “пашущий”, не покладая рук на плато Расмвумчорр или где-нибудь на таежной стройке. Помните, у Визбора:

По сегодняшний день, по сегодняшний час

Мы, как черти, здоровы, есть харч и табак,

Мы еще не устали друзей выручать,

Мы еще не привыкли сидеть на бобах.

А “Атланты” Александра Городницкого стали КСП-шным гимном:

И жить еще надежде

До той поры, пока

“Атланты” небо держат

На каменных руках.

Cам Александр Моисеевич не раз признавал, что песни первых российских бардов были преисполнены тогда юношеской наивности, потому как они и были такими - романтическими юнцами, верящими в победу светлых идеалов. Появилась обойма песен, воспевающих красноармейцев гражданской войны: “Надежда” Окуджавы, “Красный Командир” Синельникова, “Маленький Трубач” Никитина, “Трубачи” Берковского и пр. От некоторых из них патриархи авторской песни впоследствии открестились.

Третьим мощнейшим направлением неформального молодежного движения, возникшим в этот период, стало коммунарство в своем последнем варианте, несколько отличающемся от макаренковских коммун. Основателем этого направления был ленинградский педагог Иванов, создавший в Ленинграде Фрунзенскую Коммуну.

А дело было так. В один прекрасный день директора ленинградских школ получили телефонограммы из комитета комсомола, предписывающие прислать от каждой школы по одному активисту с цветочком в руках (первые коммунары любили такие приколы) в такое-то время в такое-то место. Поскольку все это выглядело весьма странно, директора, подумав, предпочли в основном послать на встречу народ думающий. Так Иванову удалось собрать в одну кучу умных активистов. Когда они собрались, Иванов сказал: “Здравствуйте, ребята. А теперь положите цветочки куда-нибудь, и займёмся делом...” Таков был первый шаг на пути образования Фрунзенской коммуны, от которой в дальнейшем пошел еще ряд коммунарских объединений.

Первым отличительным признаком коммунарства был и остается культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был разработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новой деятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Совет дела), дежкомы и т.д.

Новая страница в истории коммунарства началась в начале 60-ых, и местом ее начала стал пионерский лагерь “Орленок”, что близ поселка Ново-Михайловка в Краснодарском крае на берегу Черного моря. Сначала “Орленок” был просто одним из нескольких лагерей, которые были построены, как аналоги “Артека”, потому что “Артек” не справлялся со столь большим потоком премируемых детей из СССР и из-за рубежа. Таким образом “Артек” был оставлен международным, а кроме него в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа были построены несколько лагерей, одним из которых был “Орленок”.

И вот однажды Фрунзенская Коммуна была приглашена в “Орленок” и провела там смену по собственной программе. Коммунарская методика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь.

Но, к сожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность в смысле ориентированности на ОПД. Первые коммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческую Деятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам, прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироваться к окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, как нетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, что было в отряде.

Впрочем, это явление было вполне объективным и было связано с перегибами в программе “Охраны Труда”, в результате работы которой детский труд на взрослой работе был запрещен. Однако, вскоре многие дальновидные коммунарские лидеры осознали проблему и стали искать дело на, так сказать, “нетрудовом фронте”.

Один наш друг любит повторять, что коллектив является наиболее живым тогда, когда он живет подвигами. Это и поднимает эмоциональный настрой членов коллектива, и вызывает к нему повышенный интерес у окружающих. О коммунарских подвигах ходило и ходит множество легенд.

Особенно отличался “подвигами” тульский “Искатель”. Так, например, они провели акцию по борьбе со спекулянтами (в то время существовало такое понятие). Ребята на вертолетах (клуб был при ДОСААФ) забрасывались в глухие леса, где в изобилии росли грибы. Они набирали ведра грибов и продавали их на рынке по 5 копеек за кучку ненормированной величины рядом с торговцами, продававшими те же грибы по весьма высоким ценам. Кончилось все тем, что рыночники собрались с силами и пошли бить морду коммунарам, но те были к этому готовы и дали достойный отпор.

Другая история, связанная с этим отрядом, случилась, когда для проведения коммунарского сбора им необходимо было выбить базу, а один ответственный чиновник никак не хотел ее им дать. В один прекрасный момент за этим человеком начала ходить шеренга барабанщиков, следовавшая за ним повсюду: он на работу, и они за ним, он к любовнице, и они за ним и т.д. В общем, в конце концов чиновник сломался.

Впрочем, в истории коммунарства из больших дел были не только экстремистские акции. Однажды в Горловке местная шпана изнасиловала девушку, которая, не выдержав позора, повесилась. Но главное то, что происходило все это в весьма густонаселенном районе, и на крик девушки о помощи не вышел никто. Ребята-коммунары замкнули в пленку лицо девушки, и на его фоне была сделана очень сильная постановка на тему равнодушия. С прокатом этой постановки они выступали по разным ДК, через которые в то время проходила масса активного народа, в том числе и молодежи. Результатом акции явился небывалый ажиотаж, представивший жителей того района, как последних сволочей и заставивший всерьез задуматься.

Еще один пример - по-своему героический поступок архангельских коммунаров. Однажды Архангельск накрыла полоса сильных снегопадов, в результате которых транспортное сообщение с городом и внутри него было полностью парализовано. Пока горсовет и горком партии заседал и судорожно решал, что же делать, ребята-коммунары вышли на улицу, собрали все свое ядро и почти всю ауру, и за день расчистили подъезды для работы машин.