План
Введение
1 До нашей эры
1.1 Каменный век
1.2 2900 до н. э.
1.3 2000 до н.э
1.4 1500 до н.э
1.5 800 до н.э
1.6 753 до н.э
2 400
3 1100
4 1250
5 1350
6 1450
7 1470
8 1525
9 1540
10 1580
11 1630
12 1663
13 Конец XVII века
14 1730
15 1778
16 1780
17 1785
18 1796
19 1803
20 1804
21 1809
22 1818
23 1849
24 1853
25 1860
26 1868
27 1880
28 1883
29 1900
30 1903
31 1905
32 1911
33 1920
34 1926
35 1930
36 1941
37 1947
38 1950
39 1960
40 1970
41 1980
42 1984
43 1988
44 1990
45 1993
46 1995
47 2000
48 2005
49 2007
50 2008
51 2009
52 2010
53 Библиография
История моды
Введение
История моды (см.также История одежды) — цепь социально-исторических явлений, связанных с модой, а также предмет изучения для специалистов в области моды, историков моды.
1. До нашей эры
1.1. Каменный век
Каменный век, несколько десятков тысяч лет назад. В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.
Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин у мужчин не было бретелек они перевязывали шкуры животных через правое плечо
Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.
1.2. 2900 до н. э.
Шумеры в Месопотамии не носят шкуры животных на плечах. Они оборачивают их вокруг пояса наподобие юбки. Конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их, оставалось популярным до Средневековья.
В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет.
Мужчины завивали бороды и волосы на голове, да так, что они выглядели искусственными.
1.3. 2000 до н.э
Одежда разделяется: на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног.
Кочующие всадники монгольских степей носят шитую одежду.
Египтяне, как и все народы Средиземноморья, ходят в драпировках. Используют главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считает шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным.
Нефертити заворачивается в хаик — большое прозрачное царское покрывало. Её муж, фараон Эхнатон, носит, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.
1.4. 1500 до н.э
Драпировка из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носят только пояса — низшему сословию доступна лишь нагота.
Мужские головы чаще всего бритые; парики надевают только по праздничным дням.
Египтяне — страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи — их туники и шали расшиты или раскрашены во все цвета радуги.
3500 лет назад в Греции в Эгейском море господствовали торговцы с Крита. На этом острове все было не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали участие в общественной жизни. Их костюм тоже был необычен. Они единственные в Средиземноморье носили скроенную и сшитую одежду. Очень узкий корсаж тесно сжимал талию и приподнимал грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами.
Внешний вид мужчин был попроще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга. Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.
1.5. 800 до н.э
Греки носят прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем.
Женщины заворачиваются в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб. Хитоны до колен служат для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивают пряжкой на одном плече, называется хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом.
Часто мужчины и женщины носят одну и ту же одежду. Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.
1.6. 753 до н.э
Ромула и Рема, основателей Рима, еще только вскармливала их приемная мать-волчица, а этруски уже переделали греческий плащ, выкраивая его в форме вытянутого полукруга.
Это — будущая римская тога. Очень большая — до семи метров, — она была так тяжела, что требовалась помощь, чтобы в нее задрапироваться. Закон гласил: должностные лица носят тоги белого цвета, полководцы-победители — пурпурные или золотые. Женщины выбирают сами.
2. 400
Европа охвачена варварами. Они одеты в облегающие туники и штаны брэ, шлемы с рогами и кольчуги, поскольку хорошо умели обрабатывать металл.
В это же время в Византию из Китая возвращаются два монаха ордена Святого Василия. Пользуясь одеянием святых, чтобы избежать обысков на таможнях, они проносят в своих обманных посохах коконы шелковичных червей. Тех самых, что прядут шелк…
Шелк меняет внешний вид костюма. Эта нежная ткань слишком дорогая, чтобы использовать ее на драпировки. Одежду приходится уменьшить в объемах. Зато материал для нее все больше украшают.
Византийский костюм отличает особая роскошь. Античная тога превратилась в плащ из золотой ткани, который надевают поверх туник, расшитых узорами и жемчугом. У женщин длинная вуаль покрывает голову, в прическах используются драгоценности. Узкие мужские брюки украшены россыпью цветов.
Готы, германцы, бургундцы не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.
3. 1100
Измученные походом на Восток, крестоносцы открыли там сказочные богатства и диковины; шелковые халаты, расшитые жемчугом, бурнусы из золотой ткани, тюрбаны ярких расцветок и восхитительные туфли-шлепанцы. Караваны везут меха: горностая, соболя, белки, песца.
В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная одежда крестьян. Пастухи носят узкие штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.
4. 1250
Не все участвуют в празднике Осла — шествии безумцев и бедноты. Зажиточные женщины заняты своим внешним видом. Рукава платьев — котт — должны быть такими узкими, что каждый раз после одевания их нужно зашивать. Раздеться самим им быстро не удается. Мужчины носят в волосах золотой ободок, девушки — легкий венец.
Церковь требует, чтобы евреи носили отличительный предмет одежды — желтый остроконечный колпак.
5. 1350
Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции и художников и поэтов новая цель: поиски красоты.
Мужчины носят короткие костюмы. Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой. Становится необходимой фантазия — рождается мода.
Появляются экстравагантные шляпы. Женщины создают конструкции из ткани, подкладывая под нее конусы или подушечки и закрепляя их длинными шпильками.
Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.
6. 1450
Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шелк. Для праздников создается «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения. Раскрашенные по частям чулки-штаны делают ноги разноцветными.
7. 1470
В Венеции лодочники-гондольеры украшают свои шапки-боннэ перьями страуса или павлина, носят пестрые штаны.
На головах венецианок приколоты шиньоны — накладные волосы, в руках — придуманные ими носовые платки. Члены Совета носят мантии — длинные одеяния, прямые и со складками.
Здесь торговля шелком с Азией никогда не прекращалась. Теперь триумфальный успех среди венецианских ремесленников имеет бархат.
Изобрели книгопечатание: прежде всего печатают Библию, но скоро появятся и модные гравюры.
Женщины сбривают волосы надо лбом и придают большое значение убранству головы. Тонкие шарфы обвязаны вокруг высоких шиньонов, нежная ткань уложена конусом на легком каркасе из латуни, покрывала из черного бархата обрамляют лицо, подчеркивая его томную бледность. Вырезы-декольте становятся все глубже.
При дворе Кастилии королева Жанна Португальская желает скрыть свою беременность — ведь ее супруг немощен. Она вводит в моду юбку-каркас с ободами из незрелого тростника — вердуго, которая затем станет французским вертюгадином и фижмами.
Другое веяние моды: креве — разрезы на рукавах робы, богатого верхнего платья, сквозь которые видна вышитая нижняя сорочка.
В Англии шляпы с клювом, в стиле Робин Гуда, имеют успех так же, как догалины из Италии — накидки с широкими, отвернутыми к плечам рукавами.
Ренессанс охватил все страны Европы. Новые тенденции: мягкие ткани, глубокие декольте и широкие рукава. Мужчины носят плоские шляпы с перьями.
8. 1525
Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалинов делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с выпуклым гульфиком.