Смекни!
smekni.com

Отечественная война 1812 года её влияние на внутреннее развитие и международные отношения Росси (стр. 2 из 4)

Тем временем, победоносно завершив войну с Турцией, в Петербург вернулся М.И. Кутузов. В этот момент ему было 67 лет. Ученик и соратник Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, большим жизненным и военным опытом.

В обществе о нем заговорили как о единственном человеке способном занять пост главнокомандующего. Но Александр I не любил Кутузова.

Московское и Петербургское ополчения избрали Кутузова своим начальником. Близкие к царю люди советовали положиться на Кутузова. И императору пришлось уступить. По этому поводу он сказал: «Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же умываю руки». В дальнейшем царь не раз подумывал о замене Кутузова на Барклая, но так и не решился этого сделать.

Несмотря на непоследовательную политику Александр I был тверд в борьбе с Наполеоном и внес в нее немалый вклад. Он провел тяжелые переговоры с шведским королем и сумел его удержать от союза с Францией. Это была еще одна дипломатическая победа в войне.

По пути в армию Кутузов часто повторял: «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве». 17 августа Кутузов прибыл к армии. Разобравшись в обстановке, он отдал приказ продолжить отступление. Надо было навести порядок в армии и соединиться с резервами.

В это время по всей стране собирались ополченцы. Они в спешном порядке обучались и отправлялись в действующую армию.

В конце августа численный перевес все еще был на стороне Наполеона. Но тем не менее нельзя было слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. Кроме того русское общество требовало решительных действий.

Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина на Новой Смоленской дороге в 110 км от Москвы. К югу от Бородина в 5-ти км располагалась деревня Утица на Старой Смоленской дороге. Русская армия развернулась между ними и преградила врагу путь на Москву.

«Русская армия насчитывала 132 тысячи человек (в том числе 21 тысячу плохо вооруженных ополченцев). Французская армия, преследовавшая его по пятам, - 135 тысяч. Штаб Кутузова, полагая, что в армии противника 190 тысяч человек, избрал оборонительный план»[4]

Французы подошли к Бородино 23 августа, но были задержаны у деревни Шевардино. 24 августа Наполеон отдал приказ о штурме Шевардинского редута. Первые атаки французской кавалерии были отбиты русскими. Но подоспевшие две пехотные дивизии французов отбросили дивизию Неверского, занимавшую подступы к редуту и пошли штурмом на Шевардино. В ответ русские бросились в контратаку и практически все были перебиты. В ходе боя редут было поручено защищать князю Горчакову у которого было 11 тысяч человек. Против них Наполеон бросил 35 тысяч отборных войск. Русские артиллеристы вели огонь до последней возможности, а после того как французы ворвались в укрепление вступили с ними в рукопашную и все были перебиты. Лишь к полуночи французы полностью овладели редутом.

Бой за Шевардино, позволил русской армии в какой-то степени подготовить позиции к предстоящему генеральному сражению.

В это время на Бородинском поле русские солдаты спешно возводили укрепления. В центре обороны, на Курганной высоте, была развернута батарея из 18 орудий. Она входила в состав корпуса генерала Н.Н. Раевского. Впоследствии ее стали называть батареей Раевского. Левее от нее, недалеко от села Семеновского были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий. Это был ключевой пункт обороны левого фланга. Здесь расположилась 2-я армия Багратиона. Центр и правый фланг занимала 1-я армия Барклая.

26 августа 1812 г. в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Наполеон планировал прорвать русские позиции в центре, обойти левый фланг и отбросить русскую армию. Но обходной маневр не удался, т.к. близ Утицы французы были остановлены. Тогда Наполеон перенес основной удар на левый фланг. Штурм Семеновских флешей продолжался шесть часов. Багратион получил тяжелое ранение, командование перешло к генерал-лейтенанту П.П. Коновницыну. Ценой огромных потерь французы овладели укреплениями. Русские войска отошли на ближайшие холмы. Все попытки выбить их оттуда результата не дали.

В это время были отбиты две атаки французов на батарею Раевского. Во время подготовки третьей атаки в тыл французам ударила русская кавалерия М.И. Платова и Ф.П. Уварова. В результате этого неприятель потерял несколько часов, а Кутузов перебросил подкрепление на опасные участки. Третья атака на батарею Раевского оказалась решающей. Под напором превосходящих сил русские были вынуждены отойти. Наполеон бросил им вслед кавалерию. Но русская кавалерия остановила ее контратакой. Наполеон так и не смог прорваться в направлении Москвы и разгромить русскую армию.

Наступающая сторона обычно несет более крупные потери. «В боях 24 –26 августа Наполеон потерял 58,5 тысяч солдат и офицеров. Потери русской армии были не намного меньше – 44 тысячи».[5] Большие потери русские войска несли от вражеской артиллерии. Несмотря на небольшой перевес в орудиях у русских, французская артиллерия действовала более сосредоточенно. Кроме того в самый разгар сражения погиб командующий русской артиллерией генерал А.И. Кутайсов. При Бородино русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала. Умер от раны Багратион. Наполеон потерял убитыми и тяжело раненными 47 генералов. В плен французы смогли взять 700 русских солдат и офицеров.

Из-за больших потерь и принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв, т.е. Старая гвардия, Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения.

Армия подошла к Москве из которой к тому времени ушла большая половина населения. 1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба Москвы. Ряд генералов настаивали на сражении. Но Барклай и Кутузов были против. Наполеон мог уничтожить армию. В конце концов было принято решение отступать. По этому поводу Кутузов заявил: «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор остается еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».[6] Кроме того было принято решение отступать по Рязанской дороге, с целью прикрыть плодородные южные губернии.

На следующий день русская армия вышла из Москвы. Оторвавшись от неприятеля Кутузов скрытным маневром ушел на Калужскую дорогу, т.к. около Калуги были сосредоточены продовольственные склады. Кроме того этим маневром Кутузов ввел в заблуждение Наполеона, который несколько дней не знал где находится русская армия.

В оставленную Москву вошли французские войска; начался грабеж. Вскоре в Москве вспыхнули пожары в которых погибли продовольственные склады. Французская армия оказалась на грани голода.

Таким образом Наполеону не удалось разгромить русскую армию, подписать мир в Москве и быстро закончить войну. Она приобретала затяжной характер. Кроме того по всей стране разворачивалось партизанское движение.

Глава II. Завершение Отечественной войны 1812 г. Заграничный поход русской армии.

Русская армия расположилась у Тарутина, в 80 км от Москвы. Сюда подтягивались резервы. В это время Наполеон находился в Москве и ждал предложений о мире. Но никаких предложений от русских не поступало. Ряд чиновников в Петербурге, в частности Аракчеев, канцлер Румянцев, родственники царя настаивали на подписании мира. В армии были против этого. Но Александр отказался вступать в переговоры с Наполеоном.

А положение наполеоновской армии быстро ухудшалось. Армия оторвалась от своих тыловых баз. В окрестных деревнях поживиться было не чем, так как крестьяне уничтожали запасы и уходили в леса, вливаясь в партизанские отряды. Партизаны выслеживали и уничтожали небольшие группы вражеских солдат. Кутузов быстро оценил значение партизанской войны и стал засылать в тыл неприятеля летучие кавалерийские отряды. В таких рейдах прославились Д.В. Давыдов, А.С. Фигнер, Сеславин, И.С. Дорохов. В результате этого за месяц пребывания в Москве французская армия потеряла около 30 тысяч человек.

Тем временем приближались холода и Наполеон осознавал, что зимовать в Москве было бы безумием. В начале октября у села Тарутина произошло сражение между французским авангардом, которым командовал Мюрат и частями русской армии. Французам пришлось отступить с большими потерями. После этого, 7 октября, Наполеон начал движение из Москвы. Он пытался прорваться на не разоренную войной Калужскую дорогу. Передовые части 2-х армий встретились у Малоярославца. Разгорелось ожесточенное сражение. «Восемь раз в этот день Малоярославец при не умолкающей канонаде с двух сторон переходил из рук в руки. То русские французов, то французы русских штыковыми боями выбивали из позиций и гнали из города».[7] Вскоре к городу подошли основные силы обеих армий. Перед Наполеоном встал вопрос: давать ли генеральное сражение, чтобы прорваться на Калужскую дорогу, или отступать по разграбленной Смоленской. На этот раз Наполеон решил не искушать судьбу и повернул на Смоленскую дорогу.

Отступавшие французские войска подвергались непрерывным ударам казаков, партизан. От бескормицы падали лошади, спешивалась французская кавалерия, приходилось бросать артиллерию. Русская армия двигалась параллельно и все время угрожала вырваться вперед и отрезать пути отступления. Из-за этого Наполеон не смог задержаться в Смоленске дольше четырех дней. Здесь он не нашел ни подкреплений, ни продовольствия.

На отступавшую французскую армию постоянно наседала легкая кавалерия и казаки. Французским арьергардом командовал маршал Ней. Прижатый к Днепру он отказался сдаваться. Французы, переправившись через еще не совсем замерзший Днепр из 3-х тысячного арьергарда 2200 человек. Но Ней тем не менее добрался до ставки Наполеона в Орше. Он и дальше продолжил командовать арьергардом.