Советская экономика носила плановый характер. Роль товарно-денежных отношений как регулирующего фактора в распределении общественного продукта признавалась второстепенной. Понятие рынок использовалось лишь применительно к сфере потребления. Однако плановое производство уже не могло достаточно быстро реагировать на постоянно изменяющийся спрос и предложение. Все больше товаров народного потребления переходило в разряд дефицитных: качественные товары приходилось не покупать, а «доставать втридорого у спекулянтов, быстро освоивших не занятую государством экономическую нишу»[14]. К концу 70-х гг. наряду с плановой государственной экономикой существовали нелегальные производственные и торговые организации. Доходы от «теневой» деятельности исчислялись миллиардами рублей. В этой ситуации некоторые специалисты и политики все больше склонялись к мысли о том, что в качестве экономического регулятора в советском хозяйстве целесообразно запустить рыночной механизм. Причем речь шла уже не о рынке товаров, а о рыночной экономике. Само государство утратило регулирующую роль, о чем говорит появление множества различных ведомств, которые преследовали свои интересы. Каждое из ведомств присваивало себе какую-либо часть хозяйства, что подрывало одну из главных основ советского строя – общенародность собственности и хозяйства. Необходимость интенсивного развития технологий требовала объединения отраслевых усилий. Ведомственность становилась сильнейшим тормозом на пути научно-технического прогресса.
В обществе, которое утратило единство целей и действий, заметно снизилась роль нравственных регуляторов: о моральном кодексе строителей коммунизма уже никто не вспоминал. Мелкая коррупция и произвол чиновников стали обычным явлением (1984 г. – в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами на это)[15]. Труд перестал восприниматься как одна из основных норм жизни (1983 г. – выявлено 390 тыс. безработных)[16]. Власти не могли подобрать ключ к решению таких острых социокультурных проблем, как рост массового алкоголизма или новая волна бродяжничества. На все эти явления накладывался и общий кризис советской идеологии: несмотря на внешний пафос, она была уже не в состоянии придать осмысленность существованию миллионов людей, изначально ориентированных на достижение высоких идеалов. Стал проявляться культ идеализированного Запада: «столичная золотая молодежь не стеснялась называть потребляемую всей страной докторскую колбасу «плебейской», а поколение своих родителей «совками»»[17]. Внутри страны оживляется диссидентское движение. В различных слоях населения СССР нарастало отчуждение от государства. «В рабочем классе, крестьянстве, в партийном аппарате, в центрах и на местах постепенно стали задумываться над тем, что происходит в стране, росло понимание того, что жить так больше нельзя»[18]. Все сильнее осознавалась необходимость поставить во главе страны энергичного нестарого человека. Поэтому в 1985 г. после смерти К.У. Черненко новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член политбюро 54-летний М.С. Горбачев. «В политбюро Горбачев смотрелся «белой вороной». Он не злоупотреблял спиртным, гладко говорил, обладал присущим только западным политикам «опережающим обаянием»»[19]
С самого начала анкета благоприятствовала восхождению М.С. Горбачева по карьерной лестнице: он родился 2 марта 1931 г. в семье крестьян в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края. Учебу совмещал с уборкой урожая, как итог – серебряная медаль в школе и орден Трудового Красного знамени. В партию Михаил Сергеевич вступил в 1952 г., еще будучи студентом юридического факультета МГУ. Там же он познакомился со своей будущей женой Раисой Титаренко. Самым близким другом студенческих лет Горбачева был З. Млынраж (в недалеком будущем один из главных чехословацких диссидентов). Вполне вероятно, разговоры чешского друга о социализме с человеческим лицом в какой-то степени могли повлиять на появление у Михаила Сергеевича первичных идей перестройки. В апреле 1970 г. Горбачев был избран первым секретарем Ставропольского крайкома партии. В числе прочих причин его восхождения к власти можно назвать и то обстоятельство, что в санаторий Ставропольского края, приезжали поправлять здоровье члены Центрального Комитета и Политбюро КПСС, в первую очередь – Ю.В. Андропов, который уже тогда обратил внимание на земляка. Как бы то ни было, на XXIV съезде партии (1971 г.) М.С. Горбачев избирается членом ЦК КПСС, в 1978 г. утверждается секретарем ЦК. Вскоре он стал кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, а затем и членом Политбюро. 11 марта 1985 г. стало известно о кончине Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко. Вечером того же дня собрался внеочередной Пленум ЦК КПСС, избравший нового руководителя партии – самого молодого члена Политбюро Михаила Сергеевича Горбачева.
Итак, 1985 г. - руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. Закончилась пятилетка, прозванная в народе «пятилеткой пышных похорон». Апрель 1985 г. положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Позже Горбачев будет указывать на то, что «замысел был в том, что бы сломать хребет тоталитарному монстру, который у нас стали называть административно-командной системой»[20]. Сама история перестройки существовала в нескольких вариантах. Одну из них – романтическую, созданную с расчетом на западные СМИ – Горбачев выдвинул уже на излете своей деятельности. Еще в 1984 г. во время своего отдыха в Пицунде он много общался с Э.А. Шеварднадзе. В ходе этих бесед они пришли к общему выводу, что систему надо менять. «Мы чувствовали, как в существующей системе трудно работать человеку совестливому, с нравственными понятиями. Эдуард Амвросиевич сказал: вы знаете, все прогнило. Я с ним согласился»[21]. Главными инструментами этих реформ должны были стать демократизация и гласность. Однако эта стройная концепция имеет мало общего с реальной историей горбачевского периода, где лозунги «гласность» и «демократизация» появились лишь после 1985 г. Гораздо больше вызывает доверие свидетельство того же Горбачева в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», ставшей международным бестселлером: «Было бы ошибкой считать, что буквально через месяц после Пленума ЦК в марте 1985 г. внезапно появилась группа людей, все понимающих и все осознающих, и что эти люди во сне внесли полную ясность. Таких чудес не бывает»[22].В период пребывания у власти для Михаила Сергеевича было характерно довольно часто менять точку зрения на одни и те же проблемы. За годы реформ замысел перестройки и ее цели менялись. С 1985 по 1987 г. главной являлась идея ускорения развития экономики, затем с января 1988 по апрель 1989 г. – идея перестройки управленческого аппарата и перехода к социалистическому рынку и, наконец, с мая 1989 по декабрь 1991 г. – идея изменения всей советской системы. Таким образом, Генеральный секретарь М. С. Горбачев поначалу, лишь возрождал времена хрущевской «оттепели». Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему, т.к. существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным условиям.
Вместе с М.С. Горбачевым к руководству страной пришло поколение относительно молодых и энергичных политиков: вторым человеком в секретариате стал Е.К. Лигачев (бывший секретарь Томского обкома). Он же рекомендовал обратить внимание на первого секретаря Свердловского обкома Б.Н. Ельцина. Пост Председателя Совета Министров СССР был отдан образованному технократу с Урал Н.И. Рыжкову. Отдел пропаганды был отдан возвращенному послу из Канады А.Н. Яковлеву. Тогда никто не мог предположить, что очень скоро эту первоначально довольно дружную команду «реформаторов» станут раздирать внутренние противоречия, идейные разногласия и карьерные амбиции. В целом можно сказать, что перестройка – это попытка части правящей верхушки реформировать советскую систему, соединив социализм и демократию. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Так, потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией.
Таким образом, можно сказать, что вначале 80-х гг. в стране начинает назревать кризис, который охватывает все сферы государственной и общественной жизни, который заключается в следующем. Экономика по-прежнему продолжала носить плановый характер и не могла быстро реагировать на постоянно изменяющийся спрос и предложение. Государство не могло обеспечить стабильную экономику, которая быстро падала по важнейшим показателям. Кроме того власть уже не могла осуществлять тотальный контроль над обществом. Большинство капиталовложений шло в ВПК. Страна была не в состоянии кормить население. Увеличивается дефицит товаров, происходит широкое распространение теневой экономики. Наука идет в разрыв с производством. Сейчас на первый план выходят микроэлектроника, информатика и др. Данные отрасли еще не получили развития в нашей стране. Как результат, техническое отставание от Запада, которое грозило стать необратимым. Большинство населения страны понимали необходимость перемен. В итоге, в 1985 г. к власти приходит энергичный политик М.С. Горбачев, а вместе с ним поколение молодых политических деятелей. Именно в этом году был провозглашен курс на перестройку. Естественно идея перестройки пришла не сразу. Эта идея развивалась и трансформировалась в течение нескольких лет. Первоначально речь шла не о том, чтобы изменить существующую систему, а лишь о том, чтобы приспособить ее к новым условиям. Таким образом, можно сказать, что главные задачи перестройки – это ускорение социально-экономического развития, переход к рыночной экономике и на последнем этапе – изменение всей советской системы. Главными инструментами провозглашались гласность и демократизация. А теперь, посмотрим, как решение данных происходило на практике.