Cледствием уродливого слияния военно-политических и торговых интересов Российской империи стала русско-персидская война
1722-1723 года, эта война также сочеталась с попытками проникновения в Среднюю Азию с целью захвата традиционных путей торговли с Индией и Китаем. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось Петром отнюдь не как временная мера. Вынашивались проекты депортации мусульманского населения из прикаспийских провинций и заселение их православными. По русско-персидскому миру 1723 года. значительные территории Персии отошли к России. Создание плацдарма на Каспии ставило цель подготовки похода на Индию.
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII—XIX веков, начали формироваться имперские стереотипы.
Первым опытом российской модернизации являются реформы Петра. Попытки вестернизировать страну предпринимались и ранее, однако реформы Петра были первым опытом «догоняющей модернизации». Успешные преобразования могли бы обеспечить дальнейшее органичное продвижение России по пути индустриализации, становления гражданского общества и политической демократии. Однако, этого не произошло.
Последствия петровских реформ в разных сферах были далеко не одинаковы, причем некоторые изъяны этого варианта ранней модернизации воспроизводились и на более поздних этапах отечественной истории. Петр I пытался заимствовать технику и технологию в отрыве от тех социальных и экономических институтов, в рамках которых они действовали на Западе. Неудивительно, что использование зарубежных технологических образцов приводило к результатам, прямо противоположным тем, которые достигались в других странах. Например, если в Западной Европе развитие мануфактурного производства сопровождалось распадом феодальных структур, то в России насаждение мануфактур "сверху" лишь дало дополнительный импульс такому институту феодализма, как крепостное право. Некоторые нововведения были совершенно не подготовлены предшествующим развитием страны и имели искусственный характер. Так, например, когда Петр I учреждал в Санкт-Петербурге первый университет, из-за границы пришлось «выписывать» не только преподавателей, но и студентов.
Как и многие последующие реформации в России, петровская оказалась некомплексной и незавершенной. О собственно политической модернизации в тот период вообще не могло быть и речи. В то же время петровские реформы опосредованным образом оказали значительное влияние на политическое развитие России и модернизацию ее государственной системы в дальнейшем.
При Петре I завершилась культурная изоляция России. Но поскольку благотворные последствия деятельности самодержца в этом направлении почувствовала лишь привилегированная часть общества, в последующие два столетия социокультурный процесс в России имел дуалистический характер. Европеизированная элита перенимала западные ценности и идеалы, а основная часть населения продолжала жить в традиционной патриархальной среде, по-прежнему отгороженная от внешнего мира глухой стеной. Поэтому, хотя в научно-техническом и социально-экономическом отношениях Россия не приблизилась к Западу, но через образованный слой она оказалась европейской в духовном плане. Наконец, со времен Петра Россия стала выступать в качестве непременного и влиятельного участника европейского концерта. Эти обстоятельства обусловили специфику последующего политического развития России.
Установление тесных связей с Западом в духовной сфере привело к тому, что любая родившаяся там политико-философская идея почти моментально находила сторонников в России, хотя зачастую и не имела никакого отношения к насущным отечественным проблемам.
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения - деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII века определили цель и направление преобразований.
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.
1. Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Издательство «Logos», 1999. - С. 350—356.
2. МОЛЧАНОВ Н.Н. Дипломатия Петра Великого - М.: Международные отношения,1990. – С. 448.
3. Почему все реформы в России заканчивались провалом - Московская правда, 25.11.93г., N228
4. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. История российской модернизации. Режим доступа [http://society.polbu.ru/baranov_politics/ch111_ii.html 14.08.2006]
5. Дудин А.П. Петровские реформы - нужны ли они были? Режим доступа [http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120101.htm 03.09.2003]
6. Сапунов Б.В. Шлейф Петровских реформ в начале ХХI века. Режим доступа [http://sir35.ru/Sapunov/Reform.htm 10.06.2005]