Смекни!
smekni.com

Понятие, цели и система наказаний во Франции (стр. 1 из 4)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

«Понятие, цели и система наказаний во Франции»

Выполнила:

студентка гр. ЮЮ-301 Трубицина В.

Проверил:

Научный руководитель

Козочкин И.Д.

Москва 2010

Введение

"Пусть наказания будут умеренны и пропорциональны правонарушениям. Пусть смертный приговор выносится только виновным в убийстве. Пусть будут отменены публичные казни, возмущающие человечность"[1] (Так в 1789 г. Министерство Юстиции резюмирует общую мыль наказов пожеланий третьего сословия относительно жестоких и публичных казней).

В 18 веке во Франции внутри внесудебного аппарата в каждодневной судебно-уголовной практике и критике институтов формируется новая стратегия практического отправления власти наказывать. И собственно "реформа" как она формулируется в теориях права или намечается в проектах представляет собой политическое или философское продолжение этой стратегии и ее назначенных целей: сделать наказание и уголовное преследование противозаконностей упорядоченной и регулярной функцией, сопряженной с обществом. Не наказывать меньше, но наказывать лучше; может быть, наказывать менее строго, но для того, чтобы наказывать более равно, универсально и неизбежно; глубже внедрить власть наказывать в тело общества.

В современных уголовных кодексах зарубежных государств отсутствуют, как правило, нормы о понятии и целях наказания. Эти вопросы рассматриваются преимущественно в доктрине уголовного права, иными словами разработкой учения о наказании и его целях занимаются теоретики уголовного права. Существует великое множество самых разных концепций наказания - от теории воздаяния по принципу талиона до новейших теорий ресоциализации преступника.

Законодатель нередко определяет цели применения отдельных уголовно-правовых мер, в особенности тех, которые представляют собой альтернативу традиционным и повсеместно доминирующим по практике их применения видам наказания: лишению свободы и штрафу. При этом законодатели многих государств, в частности, принявших в последнее десятилетие новые уголовные кодексы либо новые редакции последних, делают акцент на ресоциализации преступников. В законодательстве так же устанавливается система наказаний, которые могут быть назначены за совершенное преступление.

Во Франции по проблеме наказания сталкиваются две основные концепции: современного неоклассицизма и новой социальной защиты. Уголовный Кодекс Франции не содержит определения наказания и не формулирует его целей.

Понятие наказания

УК Франции не содержит определения наказания и не формулирует его целей. В законодательстве лишь устанавливается система наказаний, которые могут быть назначены за совершенное преступление или проступок или нарушение.

Разработкой учения о наказании и его целях занимаются теоретики уголовного права.

В целом же, наказание можно определить как меру государственного принуждения, назначаемую специально уполномоченными на то органами (судами, трибуналами) и состоящую в определенных неблагоприятных последствиях для лица, осужденного за совершение преступного деяния.

Наказание имеет определенных характер, то есть французское уголовное право должно избегать назначения наказаний с неопределенным сроком или режимом. Наказание должно быть исполнено так, как назначенного судом, без каких-либо последующих изменении срока[2].

В теории уголовного права выделяются признаки, которые являются характерными для уголовного наказания. Число этих признаков в трудах различных учёных является различным: три и более, вплоть до семи. В обобщённом виде эти признаки можно изложить следующим образом:

· особый характер этой меры, связанный с тем, что она назначается только за совершение преступления — наиболее тяжкого из всех противоправных деяний; с этим связана относительная тяжесть мер наказания по сравнению с иными видами правового воздействия, строгость регламентации института наказания в уголовном законодательстве. Наказание также влечет за собой такое особое уголовно-правовое последствие как судимость.

· личный характер наказания, связанный с тем, что оно применяется непосредственно к лицу, совершившему преступление.

· наказание связано с ограничением прав и свобод лица, на которого оно возлагается; поскольку это всегда связано с лишением лица определенных благ и причинением ему в результате страданий, наказание всегда является каройhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9 - cite_note-naum339-16#cite_note-naum339-16.

Наказание в современном уголовном праве носит публичный характер: оно назначается только от имени государства, с использованием специального порядка его назначения, который в современном праве призван гарантировать права человека, обвиняемого в совершении преступления; решение суда о вынесении наказания носит характер общеобязательного для исполнения правового акта, который может быть отменен только в предусмотренном законом порядке вышестоящей судебной инстанцией.

Наказание во французском уголовном праве можно определить как основную санкцию, предусматриваемую за совершение преступления.[3] Оно основано на понятии вины и связано с понятием кары, следовательно, имеет нравственную окраску и устанавливается на определенный срок. Что же касается правового режима, наказание следует принципам законности и личного характера санкций.

Во Франции по проблеме наказания сталкиваются две основные концепции: современного неоклассицизма и новой социальной защиты.

Теория современного неоклассицизма

Согласно теории современного неоклассицизма, наказание — форма общественной реакции на совершение преступного деяния, которая традиционно преследует две основные цели: воздаяние и устрашение. Теория неоклассицизма школа базируется на основных положениях классической школы. Но сторонники неклассической школы предлагали учитывать личность преступника, оставаясь в рамках закона. Наблюдается в данной теории смягчение наказания, по сравнению с классической доктриной Основные черты наказания представляют собой точное выражение его целей. Мучительный характер наказания является прямым следствием стремления государства к воздаянию. Лицо виновно в совершении преступного деяния, а значит должно искупить свою вину. В связи с этим, вполне естественно, что наказание должно быть для преступника мучительным, болезненным и малоприятным. Более того, наказание должно быть столь мучительным, сколь тяжелым было совершенное деяние. Наказание имеет определенный характер, что подразумевает назначение наказаний с вполне четкими и определенными сроками и режимами. Наказание, согласно данной теории, должно быть исполнено так, как назначено судом, без каких-либо последующих изменений срока и содержания наказания (М.-Л. Расса)[4].

Теория новой социальной защиты

Теория социальной защиты одноиз направлений в науке уголовного права XX века, выдвинувшее идею "социальной защиты" в качестве средства рационализации мер борьбы с преступностью. Представители этого течения выступили против основных понятий уголовного права ("преступление", "вина", "наказание" и др.), предложив заменить их понятиями "опасное состояние личности" и "меры безопасности". Вместо мер уголовного наказания ими предлагалась "ресоциализация" преступников путём лечебных и иных превентивных мер, что означало полную ликвидацию элементарных гарантий законности, открывало путь произволу судебно-администативных органов.

После Второй мировой войны в конце 40-х годов XX века в связи
с необходимостью борьбы с растущей во всех странах преступностью сложилось более прогрессивное течение, названное школой "новой социальной защиты" ("гуманистическое движение в уголовной политике"), глава которого – французский учёный M. Ансель. Движение "новой социальной защиты" полностью стоит на позициях законности, предлагает лишь меры "юридического исправления" правонарушителя для адаптации его в обществе, не изучая социальных причин преступности, коренящихся в самих основах общества.

Представители данной теории выдвинули ряд прогрессивных предложений. В частности ими выдвинута идея более широкого изучения личности преступника, замены краткосрочного решения свободы мерами некарательного воздействия и некоторые другие. В данной теории умаляется определяющее значение социальных факторов в формировании человеческого поведения, пытаясь объяснить преступное поведение исключительно свойствами личности и в частность, недоразвитием врожденного и свойственного каждому человеку чувства ответственности. соотнося таким образом проблему преступности и с биологическими процессами. Серьезный порок "новой социальной защиты" - переоценка значения биологических черт личности преступника при разработке мер борьбы с преступностью.

В качестве основных целей наказания они рассматривают исправление и ресоциализацию преступника, а также предупреждение совершения преступных деяний как этим лицом, так и другими лицами.[5] «Важно, — пишет М. Ансель, так построить наказание, чтобы оно само по себе перевоспитывало; ...необходимо также, чтобы его функция ресоциализации признавалась главной и отличалась от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания. Наказание социальной защиты должно, причем в первую очередь, преследовать цель возвращения преступника обществу. Единственное страдание, которое может и должно быть с ним сопряжено, — это страдание от лишений, которые очень болезненно переносятся современным человеком: преступника лишают свободы (причем тюремное заключение не должно приносить дополнительных мучений и притеснений), лишают денежных средств (причем штраф должен назначаться из такого расчета, чтобы не доводить осужденного до нищеты, до возмущения и не заставлять его прибегать ко всяческим ухищрениям), лишают прав (причем это должно делаться очень продуманно и не должно мешать возвращению к нормальному социальному поведению), а также лишают права заниматься некоторыми видами деятельности или пользоваться некоторыми льготами (что, находясь на границе между мерой безопасности и наказанием, должно обеспечивать и облегчать возврат к нормальному существованию)»[6].