Итак, перейдем непосредственно к определению понятия политическая культура. «Политическая культура – это система знаний, оценок и норм политики, включенных в политический процесс, деятельность и взаимоотношения его субъектов, в культуру того или иного общества в качестве их специфических элементов, фиксируемых, хранимых и транслируемых с помощью знаков и знаковых систем. Это – система знаний, оценок и норм, моделирующих и регулирующих политику (политическую систему), политическую деятельность и политические отношения людей»[2].
Тут стоит сказать, что впервые в оборот понятие политическая культура ввел немецкий мыслитель И.-Г. Гердер.
Хотелось бы отметить, что за понятием политической культуры стоит также некая реальность – истинные мысли, чувства и оценки людей, относящиеся к политике. Но в тоже время политическая культура не является подлинной реальностью как таковой. Это абстракция, которая помогает при изучении политики. Под политической культурой понимается отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения в политике. Оно характерно для людей, имеющих видение смысла «политической игры», в которую они вовлечены. Но в тоже время, настоящая политическая культура требует честной игры. Уклонение от общепринятых правил или их нарушение ведут к разрушению самой политической культуры и всей политической системы.
Итак, рассмотрев понятие политической культуры, будет логичным перейти к краткому описанию типологии политических культур. Рассмотрим классическую типологию политических культур, разработанную Г. Алмондом и С. Вербатом. Итак, они выделяют три идеальных прототипа политической культуры: патриархальная политическая культура, подданническая политическая культура и активистская политическая культура. Можно сказать, что основой данной классификации является тип ориентации политического субъекта на «специализированные политические объекты»[3]. Опишем вкратце каждый тип политической культуры.
Патриархальная политическая культура главенствует в обществе, в котором еще не сформировалась политическая система. Основная часть населения не интересуется политикой, ограничивается приверженностью родному региону. Она характерна для слаборазвитых стран.
Основной чертой подданнической политической культуры является пассивное отношение к политической системе. Тут личность осознает особый авторитет правительства. Государственная власть является для общества главным источником норм, которым нужно подчиняться из-за угрозы наказания или ожидания благ.
И наконец, активистская политическая культура характеризуется ясной ориентацией индивидов на активную роль в политической системе. Люди считают, что источником принимаемых решений является не только государственная власть, но и активность лиц и групп общества.
Итак, рассмотрев понятие политической культуры и ее типологию, мы теперь имеем представление, о чем будет идти речь далее. Теперь перейдем непосредственно к традиционной политической культуре Китая.
Компоненты политической культуры Китая
Можно сказать, что одной из главных характерных характеристик политической культуры Китая является тесная связь политики с историей. Вместе они образуют своеобразный институт, самостоятельную политическую традицию. Хотелось бы подчеркнуть, что особое внимание в политической традиции срединного государства уделяют связи политики с историей, ритуалом и традицией. Тем самым политическая традиция играет большую роль в общественно-политической, и часто в экономической жизни страны, а также оказывает влияние на внешнеполитический курс страны. Сама же политическая культура, как и собственно политические традиции в Китае начали зарождаться в период Чуньцю – Чжаньго- Цинь ( VII – III вв. до н.э.). По-нашему мнению, на политическую традицию, как на составную часть политической культуры оказало влияние два учения, таких как конфуцианство и легизм.
Итак, мы думаем, что будет целесообразно начать с конфуцианства, поскольку это учение является главенствующим в культуре Китая. Прежде всего, основой конфуцианского учения является принцип «сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям – основа человеколюбия»[4]. Его применяют не только в общественной жизни, но в политике, поскольку в Китае существует жесткая иерархия в чиновничьей среде. Подчинение на основе этого принципа помогает создать гармонию в политическом институте власти.
Теперь же перейдем непосредственно к тому, какой вклад учение Конфуция сделало в политическую культуру поднебесной. Сам «великий учитель», как называют Конфуция в Китае, прежде всего, отмечал, что «управлять людьми и государством – задача не из легких»[5].
Основной принцип управления государством базируется на ли (правила). Соблюдение правил является главным составляющим успешного управления государством. Отметим, что понятие ли включает в себя такие аспекты конфуцианского учения как «жэнь» - человеколюбие, и в первую очередь любовь к ближним, «сяо» - сыновнюю почтительность к родителям и предкам, то есть уважение к старшим и подчинение им (что напоминает нам о строгой иерархии в политическом аппарате Китая), честность и искренность, стремление к внутреннему самоусовершенствованию и вежливость, а также такую черту Китайских политиков как уступчивость, поскольку великий учитель считал ее обязательным элементом в государственных делах. Можно сказать, что во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функции закона, которые большинство людей должны были выполнять беспрекословно.
Отметим, что в данном учении нет строгой и подробной схемы организации управления государством, этим в итоге занялись представители школы легизма, однако великий учитель разработал некоторые принципиально новые идеи, ставшие впоследствии основой всей китайской государственности. Именно Конфуций создал образ китайского бюрократа. А создает он этот образ посредством ввода модели идеального человека – «цзюнь цзы». Это понятие означает «благородный чиновник», который олицетворяет всех причастных к делам управления государством и народом. Чаще всего «цзюнь цзы» он называет высших управляющих. По мнению Конфуция, «благородный чиновник» должен обладать четырьмя качествами, такими как самоуважение, ответственность, доброта и чувство справедливости. Можно сказать, что данная модель чиновника остается и в наши дни примером подражания для всех людей, работающих в политической сфере Китая.
Итак, образ «благородного чиновника» поднял значение бюрократии в системе управления и общества в целом. Конфуций считал, что бюрократия должна следить не только за соблюдением правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в модели государства данного учения являлась толкователем и носителем правил. То есть, соблюдение правил исходило, прежде всего, от тех людей, у которых в руках была власть, а уже потом оно требовалось от простого люда. Тут вспоминается отличное высказывание «хочешь изменить мир – начни с себя», то есть в китайской политической культуре понимают то, что исполнение законов начинается, прежде всего, с тех людей, кто их придумал и принял, следовательно, чиновники являются примером приведения законов в жизнь, что, к сожалению, характерно не для всех стран.
В целом же, учение Конфуция о государстве, как все учение, в общем, является весомой составляющей политической культуры Китая.
Теперь же следует перейти к школе легизма, и в частности рассмотреть их учение о государстве. Сначала, по-нашему мнению, нужно сказать, что хоть конфуцианство и легизм являются, по сути, совершенно разными учениями, они имеют очень маленькое сходство во взглядах на управление государством, которое заключается в том, что оба учения стремились создать сильное государство, где бы главенствовал образцовый порядок, а также они представляли себе только монархическую форму правления государством. На этом их сходство заканчивается. В целом же, представители школы легизма имели диаметрально противоположные взгляды на способы управления народом и государством и ту роль, которую должны играть закон и правитель в делах государства. Рассмотрим взгляды легистов по подробней.
Начнем с того, что в разрез с мнением Конфуция, легисты не приемлют образ гуманного правителя, считая его в принципе не осуществимым. Шан Ян (представитель школы легизма) считает гуманного правителя не способным управлять государством, который еще и к тому же не сможет навести порядок в стране. В этой связи основным принципом данной школы является упор на главенство единого, обязательного для всех закона. Легисты считали, что только при помощи закона действительно возможно провести крупные экономические и политические действия. Также они считали, что в поднебесной нужны чиновники, которые бы специально разъясняли бы народу все законы в пользу государства, чтобы у граждан не возникало каких-либо сомнений по этому поводу.
Следующим положением учения о государстве школы законников является наделение правом контроля со стороны граждан деятельности чиновников. То есть, если какое-либо должностное лицо злоупотребляет властью или нарушает закон, гражданин может сказать об этом высшему чиновнику-законнику, и он обязан объяснить тому, какое наказание ожидает чиновника, который нарушил закон. Данное наделение правом контроля простых граждан является стремлением представителей школы легизма позаботиться, прежде всего, об интересах правителя, то есть народ сможет преодолеть отчужденность по отношению к властным структурам и поверить в настоящую силу закона. Правитель тем самым берет чиновничество в «ежовые рукавицы», сочетая личный контроль с наблюдением со стороны простых граждан. Стоит лишь добавить, что Мао Цзэдун в 1958 году обратился к этой концепции, чтобы минуя партийные организации, поднять заранее подготовленные массы против своих противников в партии. Древность придала видимость свободной критики масс, которую развернул сам Мао Цзэдун, использовав легисткие концепции. Данный пример еще раз доказывает, что в политической культуре Китая большую роль играет история и древность, главными составляющими которой являются учения различных школ, в частности легисткой.