Смекни!
smekni.com

Характерные черты традиционной политической культуры Китая (стр. 3 из 5)

Очень важное место в данном учении занимает концепции о способах руководства народом, методах воздействия на массы в нужном для правителя направлении. Легисты считали, что правителю будет очень удобен ограниченный, преданный, интересующийся только сельским хозяйством и войной (поскольку это поможет укрепить власть правителя) народ. По их мнению, именно такими гражданами будет легче всего управлять, не боясь попытки свержения правителя или выступлений против него. Именно поэтому легизм считал конфуцианство своим главным врагом, поскольку последнее учение пыталось сформировать иные моральные ценности, пыталось сделать народ образованным. И законники понимали, что именно конфуцианские теории мешают заставить граждан помышлять только о войне и земледелии.

Главным же методом управления народом, легизм называет введение единой системы наказаний, награждения и воспитания. Особое внимание уделяется тут наказаниям, поскольку школа легизма предлагает ввести жестокую меру наказаний даже за малейшее нарушение законов и приказов правителя. Как известно, данная концепция сохранилась в Китае до сих пор. В Китае и сейчас сохранилась смертная казнь, а также большие сроки отбывания в тюрьме, даже за не значительное правонарушение.

Подводя итог учению легизма о государстве, хотелось бы отметить, что на самом деле положение о том, что народ должен думать только о войне и сельском хозяйстве является утопичным. Поскольку, даже имея большую власть в руках, правителям так и не удалось привести данную концепцию в жизнь, поскольку народ все равно сохранял свои органы самоуправления и духовную жизнь. Но, тем не менее, некоторые положения применялись и применяются на практике до сих пор, что говорит о значимости легизма в политической культуре Китая; можно утверждать, что последняя представляет собой своеобразную смесь двух учений, выборку самого лучшего и наиболее пригодного для Китайской культуры.

Современные черты традиционной политической культуры Китая

Современные принципы политической культуры Китая

Сначала хотелось бы отметить, что традиции в политическом поведении какой-либо социальной общности определяют конкретную политическую культуру. Можно сказать, что конкретно традиции дают возможность осуществить непрерывность политического процесса, а также позволяют передать новому поколению характерные и наиболее устойчивые элементы политической культуры. В этом аспекте срединное государство может являться примером подражания для многих государств мира, поскольку традиции играют большую роль в поднебесной. Также можно добавить, что «главной причиной, лежащей в основе долголетия китайской государственности, является неповторимость культуры вообще и политической культуры в частности, присущей китайской нации, которая имеет свой неповторимый габитус, облик»[6].

Теперь же конкретно рассмотрим современные принципы политической культуры Китая. Но сначала отметим, что важными положениями политической культуры поднебесной на сегодняшний день является сохранение порядка и стабильности в социуме, нужда в гармоническом единстве противоположностей, учет традиций и опыта прошлого, вертикальная иерархическая зависимость и горизонтальная взаимосвязь социальных структур. Но все же главное – это поддержание порядка и стабильности в обществе. Чтобы решить данную задачу, правительство КНР делает ставку на распространение одобренных канонов поведения и морали, на четкое выполнение функций и обязанностей, а также на «уяснение положений» в соответствии с изменившейся обстановкой.

Итак, первый и скорее всего один из главных принципов политической культуры поднебесной, который помогает сохранять стабильность и порядок в обществе Китая является конфуцианское положение о почитании родителей (сяо) и преданность (чжун). Тут же отметим, что первое положение определяет отношения человека к его семье, а второе – отношения в плоскостях, которые находятся над родственно-семейными связями. Два этих положения находятся в гармоническом сочетании, дополняют друг друга. Данные положения на данный момент не утратили своего значения и играют в жизни общества и политики весьма заметную роль. Надо сказать, что преданность власти для современного общества Китая играет особую роль, поскольку жители срединного государства понимают, что сейчас необходимо поддержать стабильность и порядок в государстве, и в этой связи граждане Китая не одобряют одну из основных ценностей западной демократии, проявляющейся в возможности открыто выступать против направлений правительственной политики. Отсюда можно сделать вывод, что преданность политическому режиму соответствует сегодня сознанию большей части населения поднебесной, поскольку в ином случае их ждет хаос и анархия.

Второй принцип, который также занимает важное место в политической культуре Китая, является принцип соблюдения каждым членом общества ролевых функций и должностных обязанностей, которые определяются системой иерархических отношений. И тут снова на сцену выходит конфуцианская мораль, которая говорит о том, что каждый должен соответствовать тому месту, которое он занимает в обществе. В свою очередь воспитание основывается на внушении того, что недопустимо «потерять лицо», поводом для чего может стать невыполнение ролевых функций в семье и обществе. Следовательно, можно сделать вывод, что степень ролевой стабильности помогает упрочнить социальные порядки и устойчивость политической системы в целом. Данный принцип в политической культуре срединного государства является сильнейшим рычагом управления общества. Также в контроле над обществом помогает такое понятие как «Дао» («путь»). Оно помогает наполнить жизнь человека смыслом и обеспечивает некий заведомый успех в его деятельности.

Следующим важным принципом политической культуры Китая является принцип «уяснения» («чжэнмин»). Он помогает поддерживать жизнь и деятельность в соответствии с требованиями морали, его применяют к конкретным историческим условиям, ролевых функций, ориентаций, и установок «стиля работы и поведения». То есть можно сказать, что «Чжэнмин» является значительным фактором, который оказывает огромное влияние на реальную политическую жизнь, поскольку дает возможность, использовав хорошо усвоенные населением понятия и ориентации, обеспечивать действенную социализацию масс в духе официальным идеологических установок. Принцип «чжэнмин» является очень эффективным и полезным в политической культуре Китая, так как через него можно подготовить общество к предстоящим изменениям и корректировке в политическом курсе, принять законы, организовать кадровые перестановки. Также «чжэнмин» позволяет вовремя снимать напряжение между официальной властью и ожиданиями народа, что, по сути, является урегулированием различных противоречий. Стоит добавить, что принцип «уяснения» помогает гражданам спокойно и своевременно реагировать на новые лозунги и задачи, что обеспечивает высокую мобильность населения на разных этапах развития китайского общества. В итоге, хотелось бы сказать, что «чжэнмин» дает возможность в любой момент вносить основополагающие коррективы в проводимый внешний и внутренний курс страны.

Также отметим, что наградная система в Китае играет не малую роль в реализации политики и идеологии. Основную роль играют в ней награды, учрежденные ведомствами, общественно-политическими и профсоюзными организациями и региональными властями. Это дает возможность сделать объектом их воздействия самые широкие массы населения и обеспечить тесную связь с народом организаций, от имени которых они учреждены. В итоге наградная система в Китае помогает поставить перед народом новые приоритеты и ориентиры, что является очень важным в становлении Китайской Народной Республики.

Итак, можно сказать, что выше сказанные принципы политической культуры Китая являются специфичными для данной страны и в первую очередь направлены на обеспечения стабильности и порядка в стране, а также на создание благоприятных условий для дальнейшей «модернизации» Китая и превращения его в один из мировых центров силы. И успехи у срединного государства довольно впечатляющие. Ведь «ВВП Китая с 1978 г. по 2005 г. увеличился более чем в 12 раз, внешнеторговый оборот вырос в 70 раз, составив в 2005 г. 1 трлн 422 млрд долл»[7]. То есть можно сказать, что поднебесная постепенно обретает статус не только великой региональной, но и глобальной экономической державы.

Отражение принципов политической культуры во внешней политике Китая

Итак, можно сказать, что зная основные принципы политической культуры Китая, мы сможем спрогнозировать внешнеполитическую стратегию поднебесной.

Начнем с того, что внешнеполитический курс срединного государства направлен на обеспечение национальных интересов страны, ее стабильности и целостности. Наиболее важной задачей является обеспечение постепенного развития Китая, продолжения политики реформ и открытости, а также улучшение жизни населения на основе инновационного развития.

Следует отметить, что поднебесная осуществляет, и будет далее проводить самостоятельную внешнюю политику. Это означает, что Китай занимает и намерен занимать самостоятельную позицию, не будет вступать в союз, коалицию или в тесные отношения с каким-либо центром мировой силы, а также не станет примыкать ни к какому государству. И также отношения между срединным государством и другими государствами, с точки зрения правительства страны, никак не должны ограничивать свободу действий Китая на мировой арене. Тут проявляется принцип китаяцентризма и построения сильного и гармоничного государства. Можно сказать, что придерживаясь этих принципов Китай медленно, но уверенно идет к своей цели, то есть стать мировым центром силы, одновременно ведя внешнюю политику сдержанно и осторожно (уступчивость и вежливость, именно такими чертами должен обладать человек, находясь в политике, так говорил Конфуций). Также КНР не позволит кому-либо вмешиваться в ее внутренние дела.