НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра международных отношений
Курсовая работа
По учебному курсу “Социально-политические процессы в странах Востока”
на тему: “Характерные черты традиционной политической культуры Китая”
Исполнитель:
студент гр. МО-72 Филимонов Петр
Научный руководитель работы:
к.с.н Ивонин М.Ю.
Новосибирск 2009 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие политической культуры. Основные составляющие традиционной политической культуры Китая……………………………….....8
1.1 Понятие политической культуры……………………………………8
1.2 Компоненты политической культуры Китая………………………11
Глава II. Современные черты традиционной политической культуры Китая.16
2.1 Современные принципы политической культуры Китая…………16
2.2 Отражение принципов политической культуры во внешней политике Китая…………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………………..26
Введение
Можно сказать, что политическая культура - это одна из важных характеристик политического режима, так как, сконцентрировав в себе исторический опыт, она представляет собой совокупность устойчивых политических убеждений, образцов поведения и деятельности всех участников политического процесса в обществе.
Применительно к восточной цивилизации политическая культура играет важную роль в работе института власти, политическом и экономическом развитии и жизни общества в целом.
На развитие традиционной политической культуры Китая оказывали влияние многие факторы. Она поддавалась воздействию со стороны различных учений и религий, таких как конфуцианство, легизм, даосизм, а также буддизм и так далее.
Специфической чертой китайской культуры является то, что на протяжении многих тысячелетий страна в силу своего географического положения развивалась в полной изоляции от существующих очагов мировой цивилизации. И поэтому Китай рассматривал себя как срединное государство, которое является центром всего мира. Такое самоопределение подтверждалась фактом заимствования другими странами иероглифики, китайских изобретений (порох, компас, фарфор и т.д.) и основ культуры не только материальной, но и духовной и политической. По мнению китайцев, этот факт означал их национальное превосходство над другими. На современном этапе эта тенденция также просматривается во внешнеполитическом курсе страны.
Несмотря на долговременную изолированность, китайская культура успешно развивалась, опережая западную, прежде всего благодаря существованию уже на раннем этапе развития моральных императивов и убеждений. Китай – срединное государство поднебесной – Джун Го. Исходя из этого, если Китай – центр, то весь мир – окраина – Джун Вай. Это деление в наше время происходит во всех сферах жизни. Например, совместные фирмы с другими государствами имеют одно написание независимо от названия страны, которое в переводе означает – китайско–иностранная. В корни многих представлений традиционной политической культуры легли представления о китае-центризме, а также учение о том, что император является сыном неба. Получив теоретическое обоснование во взглядах конфуцианства, это учение стало сильным средством политического воздействия. В качестве божества на земле китайские императоры считали себя – безраздельными властителями над народами.
Также чертой политической культуры Китая является преданность старине или ритуализации. Высокий уровень исторического самосознания обеспечивал политическим деятелям Китая отличную платформу для кампаний. Так Мао Цзэдун, используя любовь народа к старшим, зачитывал цитаты из древних рукописей на выступлениях. Со временем политики не изменили своей тактики, и все также продолжают обращаться к основным ценностям политической культуры. Например, в апреле 2006 года в своем выступлении в Йельском университете Ху Цзиньтао впервые предпринял попытку связать воедино "гармоничные" ценности китайской традиции, современные цели КНР и внешнюю политику страны[1]. Ни для кого не секрет, что основой традиционной политической культуры является создание гармонии. И в настоящее время председатель КНР успешно обращается к этому понятию, объясняя тем самым цели своей внешней политики.
Еще одна характерная черта традиционной политической культуры – преданность власти. Именно благодаря этой черте в Китае так долго существовало правление императора. Данный принцип является основой поддержания стабильности и порядка в государстве. И даже на современном этапе развития в условиях демократизации всего мира большинство китайских граждан не поддерживают одну из основных ценностей Западной демократии: возможность открыто конфликтовать с политическими властями. При том условии, что исторически сложилось так, что китайцы всегда были в праве сменить правителя. Они избегали этого, поскольку не хотели внести смуты и смены династий, которая в свою очередь могла нарушить равновесие и гармонию.
Актуальность данной темы заключается в том, что в странах, ориентированных на традицию, то есть в Китае, политическая культура оказывает значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, следовательно, на характер политических и экономических отношений между государствами на международной арене. И поскольку Китай является важным партнером России в Азии, нам необходимо четко представлять возможные направления внешней политики срединного государства.
Объектом данной работы можно считать традиционную политическую культуру Китая, а предметом – ее характерные черты.
Целью курсовой работы является то, что нам необходимо выявить характерные черты традиционной политической культуры Китая.
Степень разработанности данной темы достаточно высокая. Существует большое количество источников, литературы, а также Интернет-ресурсов. В данной курсовой работе были использованы следующие материалы.
Васильев Л. С. История Востока Т.1, 2. Данные материалы дают представление об истории стран Востока, в данном случае Китая.
Гомеров И. Н. Политическая культура. Здесь можно почерпнуть теоретический материал о политической культуре в целом, то есть выявить понятия, основных элементы и типологии.
Лукьянов А. Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао. В монографии исследуется учение о Дао двух первых философов древнего Китая: Лао-Цзы и Конфуция. Можно проследить формирование культуры Дао, рождение конфуцианской философии.
Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия развития. В данной работе анализируется государственный и общественный строй Китая, формирование внутренней и внешней политики, а также даются прогнозы по развитию Российско-Китайских отношений.
Уиткомб В.Л. Современный Китай. В данной работе в доступной форме представляется картина истории Китая и нынешнее состояние срединного государства.
Дэн Сяопин основные вопросы современного Китая. В сборник вошли речи и беседы Дэн Сяопина относящиеся к периоду с сен 1982г. по июнь 1987г.
Ряд статей О.Розанова, К.Кокарева, В.Портякова, С. Тихвинского и т.д. из журналов «Проблемы Дальнего Востока», «Азия и Африка сегодня», «Общественные науки и современность», «Общество и государство в Китае». Данные статьи дают возможность сформировать представление о данной теме.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие «политическая культура» и выявить особенность его значения через призму восточных традиций;
2. Выявить главные компоненты традиционной политической культуры, то есть конфуцианство и легизм и дать представление об основных концепциях и принципах данных учений;
3. Описать современные принципы традиционной политической культуры Китая;
4. Рассмотреть отражение принципов политической культуры во внешней политике Китая и дать прогноз на динамику отношений между Россией и Китаем.
Решение данных задач позволит сформировать полноценную картину существующей в Китае традиционной политической культуры. Ее основных черт и характер их влияния в современном политическом развитии страны.
Понятие политической культуры. Основные составляющие традиционной культуры Китая.
Понятие политической культуры
Будет правильным считать то, что для того, чтобы разобраться в данной теме, нам нужно дать понятие «политическая культура» и сформировать представление о данном понятии.
Сначала хотелось бы сказать, что современные исследования политики на Востоке и на Западе не обходятся без использования понятия политическая культура. И при этом определение данного термина не приводится, так как многие исследователи считают, что его содержание известно всем и что оно совершенно бесспорно. Надо сказать, что обсуждение политической культуры зачастую используют, чтобы объяснить различия между политическими системами, а также еще для того, чтобы спрогнозировать внутренний и внешнеполитический курс страны. Также политическую культуры вспоминают тогда, когда необходимо интерпретировать различные политические действия и реакции, которые кажутся на первый взгляд иррациональными, нелогичными и лишенных закономерности.