Смекни!
smekni.com

Роль личности и деятельности А. М. Горчакова в международных отношениях XIX века (стр. 4 из 5)

Поход русских эскадр к берегам Америки был завершающим этапом дружественных действий России по отношению к США в те годы. Гражданская война вскоре закончилась полным поражением Юга. Однако тесный по­литический контакт между обеими странами по-прежнему сохранялся. И в последующие годы поддерживались дружественные отношения, не осложнявшиеся никакими кон­фликтами.

При непосредственном участии Горчакова было принято решение о продаже Аляске, в 1866г., т. к. правительство не могло финансировать компанию; не могло обеспечить защиту колонии; значение колонии в Америке ослабло из-за утверждения в Приамурье и Приморье; укрепить дружественные отноше­ния между с США.

Вопреки расхожему мнению о том, что тогда еще о богатствах Аляски не было ничего известно, царское пра­вительство знало о наличии там золотых россыпей, но именно это таило в себе немалую опасность. "Вслед за армией вооруженных лопатами золотоискателей могла прийти армия вооруженных ружьями солдат". Не имея на Дальнем Востоке ни значительной армии, ни сильного флота, сохранить колонию было невозможно. Основной решающей причиной продажи Аляски стало стремление избежать в будущем столкновения с США, которые Рос­сия рассматривала как своего возможного союзника, и укрепить с ними отношения[3].

В 1863 году в Польше происходят волнения, восстания. Александр II заключил договор с Пруссией о решении этой проблемы, что вызвало резкую реакцию в странах Европы. Англия, Австрия и Франция отправили в Петербург ноту, с предложением урегулирования польского вопроса (с военным вмешательством). Министр корректно отказался.

Учитывая противоречия между европейски­ми державами, Горчаков некоторое время вы­жидал. А когда он окончательно убедился, что западные политики не хотят или не решат­ся начать войну, ответ им был дан самый решительный.

В нотах Горчакова безоговорочно отверга­лась идея международного конгресса и все требования западных держав о Польше. Вме­сте с тем русское правительство не отказыва­лось обсудить с Австрией и Пруссией «отно­сительное положение их польских владений». Горчаков и здесь создавал трещину между тремя державами, противопоставляя венский кабинет Англии и Франции.

Бушуев также отмечает, что столь умелая политика Горчакова во время Польского восстания помогла избежать новой войны.

За блистательные дипломатические успехи в польс­ком вопросе Горчаков был пожалован алмазными знаками ордена святого апостола Андрея Первозванного[4].15 июня 1867 года, в день пятидесятилетия своей дипломатической службы, князь А.М. Горчаков был воз­веден в достоинство государственного канцлера Россий­ской империи.

Возвращение Черноморского флота.

Уже долгое время страны Европы не соблюдали некоторые пункты Парижского договора 1856г.

В 1866 году произошло объединение Германии, из которой стараниями министра—президента Пруссии О. Бисмарка была вытеснена австрийская монархия Габсбургов. Россия не имела ничего против, таким образом, ликвидировался давний враг-Австрия. И Горчаков принимает решение о соглашении союза с Пруссией. В то время, как Франция к концу 60-х годов выступала против России, из-за её стремлении укрепиться на Ближнем Востоке.

В июне 1870 года Александр II еще раз подтвердил Бисмарку обещание: в случае вмешательства Австрии Рос­сия выдвинет к ее границе 300-тысячную армию и, если понадобится, даже "займет Голицию". В августе 1870 О. Бисмарк сообщил в Петербург, что Россия может рассчитывать на поддержку Германии в пересмотре парижского.

Франко-прусская война1870-1871гг. подготовила почву для отмены договора.

19 августа 1870 года всем русским посольствам был разослан знаменитый горчаковский циркуляр - Россия от­казывалась от соблюдения статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Он вызвал дипломатическую бурю в большинстве европейских стран.

Циркуляр Горчакова произвел во всех евро­пейских столицах впечатление разорвавшейся бомбы. Почти все правительства встретили это известие враждебно. Особенно нервозно реагировали в Англии. Британский каби­нет резко возражал против одностороннего пересмотра трактата, приводя многочислен­ные юридические доказательства. Англия предлагала созвать по этому вопросу конфе­ренцию держав, подписавших Парижский трактат. В Лондон Горчаков сооб­щил, что Россия не возражает против того, чтобы принять участие в конференции.

Столь же неодобрительно был встречен циркуляр в Австро-Венгрии. Канц­лер Бейст заявил русскому послу, что будет протестовать. Возражало против циркуляра Горчакова и правительство Италии, заявившее, что не считает Россию вправе освободиться односторонним заявле­нием от принятых ею по договору обяза­тельств. Что же касается временного фран­цузского правительства, которое в тот момент перебралось из осажденного Парижа в Тур, то оно, конечно, не могло всерьез выступить против России. Понимая это, Горчаков намек­нул русскому послу во Франции, что он на­правил ноту в Тур «из одной вежливости, а не из политической необходимости».

Бисмарк был «раздражен» выступлением России, ибо оно, по его словам, нарушало нормы международного права. Однако ему пришлось все же выполнить свое обязатель­ство. Он заявил, что поддерживает решение русского правительства отменить «самые не­удачные статьи Парижского трактата». Рос­сия получила поддержку и из-за океана. Го­сударственный секретарь США Гамильтон Фиш заявил русскому посланнику в Вашинг­тоне, что федеральное правительство никогда не признавало постановлений Парижского договора. Фиш высказался также за возмож­ность посылки дружественной американской эскадры к берегам Черного моря.

Горчаков нисколько не смутился тем, что решение русского правительства встретило враждебную реакцию европейских держав. Он тотчас же послал ответные ноты правительст­ву каждой страны. В них прежде всего кате­горически подтверждалось, что Россия ни при каких условиях не откажется от своего ре­шения.

В то же время Горчаков старался найти убедительные аргументы для каждой держа­вы. Так, например, французскому правитель­ству он напоминал об ошибках Наполеона III, которые привели страну к изоляции, англий­ский кабинет Горчаков заверил, что Россия не имеет никаких претензий к Турции, а в ноте, направленной в Константинополь, под­черкивалось важное значение отмены унизи­тельных ограничений на Черном море для обеих стран.

1(13) марта 1871 года была подписана кон­венция, названная Лондонской, которая под­вела итоги переговоров. Первая статья этой конвенции отменяла все ограничения сувере­нитета России на Черном море, наложенные Парижским трактатом. Это означало восста­новление черноморского военного флота и боевых укреплений Севастополя. Конвенция определяла и режим черноморских проливов, которые объявлялись закрытыми для всех во­енных судов в мирное время. Некоторые не­существенные оговорки Лондонской конвен­ции, направленные против России, носили лишь декларативный характер.

Отмена пресловутой «нейтрализации» Чер­ного моря была крупнейшим успехом русской дипломатии. Общественное мнение России справедливо связывало это достижение с име­нем Горчакова. Семидесятилетний дипломат переживал подлинный триумф.

После Лондонской конвенции

Отмена большинства статей Парижского договора укрепило положение России на мировой арене. Что, конечно, не понравилось Бисмарку. «Железный канцлер» открыто провоцировал Францию. Россия стояла твердо и не намеревалась более поддерживать агрессивные амбиции Бисмарка. Война так и не разразилась. Канцлер так никогда и не простил за это Горчакова.

Тем временем обострилась ситуация на Балканах. Горчаков пытался сделать всё возможное, чтобы выйти из столь щекотливой ситуации. Результаты Берлинского конгресса оказались не очень утешительными.

После Берлинского конгресса А. М. Горча­ков, формально еще сохраняя свой пост, фактически отходит от дел. Уже в 1879 году управление МИД было поручено Н. К. Гирсу. В 1881 году был торжественно отмечен два­дцатипятилетний юбилей пребывания Горча­кова на посту министра иностранных дел, после чего ему пришлось уйти в отставку. Произошло это в марте 1882 года.

Остаток своей жизни Горчаков провел в Ницце. Вел он очень скромный образ жизни, много читал, до последних дней сохранив яс­ность ума и присущую ему бодрость духа.

Именно Горчаков оказался тем из лицеи­стов пушкинского времени, обращаясь к кото­рому поэт писал:

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к закату своему...

Кому ж из нас под старость день лицея

Торжествовать придется одному?

А. М. Горчаков скончался 27 февраля 1883 года, не дожив трех месяцев до восьми­десяти пяти лет.


Заключение

Александр Михайлович Горчаков был выдающимся дворянским государст­венным деятелем России XIX века.

Имя А. М. Горчакова было одним из самых известных среди дипломатов XIX века. Без него не принималось ни одно важное ре­шение русского правительства по внешнепо­литическим вопросам. Горчаков лично состав­лял правительственные ноты и заявления, вел ответственные дипломатические переговоры, давал инструкции русским представитель­ствам за границей.

Горчаков встал во главе Министерства ино­странных дел России в тяжелый момент. Международное влияние царизма после Крым­ской войны резко упало. Перед российской дипломатией ставилась исключительно слож­ная задача: не вступая в серьезные кон­фликты, добиться отмены статей Парижского трактата, вывести Россию из состояния ди­пломатической изоляции, в которой страна очутилась после Крымской войны, восстано­вить престиж России как великой державы.

Для осуществления этих целей вряд ли можно было найти лучшего руководителя внешней политики России, чем Горчаков. Как никто другой, он умел вести сложные дипло­матические маневры, находить союзников, избегая далеко идущих союзов, оказывать дав­ление на противников, не прибегая к войне, находить и использовать противоречия в ла­гере враждебной коалиции. Горчаков прово­дил такую политику вполне сознательно, ясно представляя цель, а также средства, имев­шиеся в его распоряжении.