Смекни!
smekni.com

Балтийский флот СССР в Великой Отечественной войне (стр. 3 из 7)

Таллинский переход 1941 г. явился одной из самых тяжелых операций за весь период Великой Отечественной войны. Смертью храбрых погибли многие лучшие моряки транспортного флота. После оставления Таллина, транспортные перевозки на Балтике значительно сократились. Регулярные рейсы осуществлялись только к полуострову Ханко, куда доставлялись боевая техника и боеприпасы. 30 августа завершился беспримерный в истории прорыв Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Из 200 вышедших кораблей и судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых было доставлено свыше 18 тыс. человек: войска 10-го стрелкового корпуса, гарнизон базы, раненые.

После занятия Таллина противник начал наступление на острова Муху (Моон) и Сарема с двух направлений: с суши (через Моонзундский пролив) и с моря. С этой целью гитлеровское командование сосредоточило группировку войск, в которую входили две дивизии, саперные и понтонные части, финский батальон, а также артиллерия и авиация. Общая численность группировки противника определялась 50 тыс. человек. С этой же целью были привлечены немецкие и финские силы флота и авиадесантные войска.

Бои за Моонзундские острова проходили в трудных для наших войск условиях. Сорок девять дней стойко оборонили острова корабли флота и части сухопутных войск, которые были меньше по численности и слабее вооружены, чем противник. Наши корабли во взаимодействии с береговой артиллерией и сухопутными войсками, противодействуя высадке десантов, нанесли противнику большой урон. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тыс. солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также большое количество различных плавсредств. С оставлением островов Моонзундского архипелага оборона устья Финского залива от возможного прорыва кораблей противника в залив была возложена на военно-морскую базу Ханко.

После захвата немцами Таллина оборона Ханко значительно осложнилась, так как база оказалась в глубоком тылу противника. С установлением ледового покрова фронт обороны Ханко намного увеличился, а выделить для базы дополнительные силы ни флот, ни Ленинградский фронт не могли. Учитывая необходимость сосредоточения сил для защиты Ленинграда, из военно-морской базы Ханко было эвакуировано и включено в состав Ленинградского фронта около 23 тыс. бойцов и командиров, значительное количество оружия и боевой техники. Оборона Ханко проходила в условиях, когда наши войска вынуждены были оставить базы южного побережья Финского залива, когда защитники Ханко не имели кораблей и достаточного количества авиации и боевой техники. Несмотря на эти трудности, основная задача, поставленная перед гарнизоном, – удерживать в своих руках базу и отвлекать на себя силы противника – была выполнена. Важнейшими факторами, определившими этот успех, явились организация круговой обороны базы и активность ее гарнизона.

Героическая оборона полуострова Ханко овеяна немеркнущей боевой с навой. В тяжелый для нашей Родины 1941 год Ханко стал символом беспредельного мужества. "Победа или смерть! " – таков был девиз его защитников. Упорной обороной Таллина, островов Моонзундского архипелага и полуострова Ханко флот приковал к себе на длительное время крупные силы немецкой и финской армий, отвлек их от главного объекта наступления – Ленинграда и тем самым способствовал срыву планов захвата города на Неве. В этих районах военно-морские силы сковали две группировки противника общей численностью более 100 тыс. человек.

В декабре 1941 г. силами флота были эвакуированы гарнизоны Таллинна, Ханко, островов Бьеркского архипелага, Гогланда, Тютерса, а также соединения войск с северного побережья и островов Ладоги – всего около 170 тысяч солдат и офицеров, вставших на защиту Ленинграда. С этого времени транспортные перевозки ограничились рейсами между Ленинградом, Ораниенбаумом и Кронштадтом. В зимний период проводку судов в этом районе производил ледокол "Ермак" под командованием капитана М.Я. Сорокина.

Участие флота в обороне Ленинграда

Немецко-фашистское командование, готовя захватническую войну против СССР, учитывало огромное экономическое и политическое значение Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра и важнейшего порта на Балтийском море. Гитлеровцы рассчитывали, что, разгромив советские войска в Прибалтике и захватив Ленинград, сумеют успешно повести наступление на Москву и быстро завершить войну.

К началу сентября обстановка на сухопутном фронте стала чрезвычайно напряженной. Ленинград был окружен с суши, требовалось значительное пополнений войск личным составом. Десятки тысяч балтийских военных моряков влились в ряды защитников города. Осенью 1941 г. флот сформировал 6 бригад морской пехоты, отдельные полки, батальоны и роты общей численностью более 83-х тысяч человек. Они участвовали в боях на самых ответственных участках фронта, где натиск противника был особенно сильным. Артиллерия кораблей вела контрбатарейную борьбу с артиллерией противника, все силы флота принимали участие в Ленинградской битве 1941-1944 гг.

С приходом флота из Таллина в Кронштадт начался новый этап в боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота – он полностью переключился на оборону Ленинграда. Краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить проникновения неприятельских морских сил в восточную часть Финского залива (восточнее о. Гогланд) и огнем артиллерии оказать непосредственную поддержку сухопутным войскам. Обладая большой мощностью, артиллерия флота должна была усилить артиллерию Ленинградского фронта. С конца августа до конца сентября минные заградители, эскадренные миноносцы, тральщики и катера минировали восточную часть Финского залива. Корабли действовали в невероятно сложной обстановке. Они были лишены возможности маневрировать, и вражеская тяжелая артиллерия могла легко уничтожить их своим огнем. Район действий кораблей (Морской канал, Кронштадтский рейд) находился под непрерывным обстрелом врага. Корабли подвергались систематическим массированным бомбовым ударам авиации противника, которая прилагала отчаянные усилия, чтобы вывести из строя наши корабли, ликвидировать этот огневой щит Ленинграда. Однако задача оказалась непосильной для фашистских военно-воздушных сил. Зимой 1941-1942 гг. часть кораблей Балтийского флота стояла в Ленинграде на Неве и её рукавах.

Стойкость, мужество и героизм были массовым явлением в эти дни. Однажды во время ожесточенной артиллерийской дуэли у борта лидера "Ленинград" разорвался снаряд. Осколками был тяжело ранен командир одного из орудий старшина 2-й статьи Василий Степанович Кузнецов. Истекая кровью, он лежал на палубе. В это время загорелся пороховой заряд. Кораблю грозила гибель. Напрягая последние силы, Кузнецов дотянулся до горящего заряда и пополз с ним к борту, чтобы сбросить заряд. Последними словами моряка-патриота были: "Спасите корабль". Имя старшины 2-й статьи В.С. Кузнецова приказом командующего флотом навечно занесено в список экипажа лидера "Ленинград".

К началу октября героическими усилиями Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота наступление фашистских войск на Ленинград, несмотря на их огромное превосходство в авиации и танках, было сорвано. Фронт стабилизировался. Противник перешел к планомерной осаде города. После оставления Шлиссельбурга Ленинград оказался в кольце блокады. Сохранился единственный путь, питавший Ленинград продовольствием, боеприпасами и войсковыми резервами, – Ладожское озеро. Корабли Ладожской военной флотилии перебазировались в необорудованный порт Новая Ладога и бухту Морье севернее мыса Осиновец. Военный совет Ленинградского фронта поставил Ладожской военной флотилии важнейшую задачу – обеспечить перевозку грузов в Ленинград озером. Все корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства были мобилизованы на решение этой важной государственной задачи.

На Ладоге неистовствовали штормы. В воздухе над базами погрузки и выгрузки висели десятки вражеских самолетов. 4 ноября во время ночного налета авиации противника при выходе из бухты Морье прямым попаданием бомбы был поврежден сторожевой корабль "Конструктор" (бывший миноносец "Сибирский стрелок"), погибло 190 мирных граждан, эвакуируемых из Ленинграда. Штормы сменились резким похолоданием. К середине ноября на озере началось быстрое нарастание льда. После занятия противником Тихвина создалась непосредственная угроза главной базе флотилии – г. Новая Ладога. Ледовая обстановка требовала прекращения перевозок, но Ленинград, фронт и Краснознаменный Балтийский флот нуждались в продовольствии и боеприпасах. Население города получало в день лишь по 125-150 граммов суррогатного хлеба. Военный совет фронта 23 ноября приказал командующему Ладожской военной флотилией продолжать до последней возможности перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами из Новой Ладоги на Осиновец и обратно.

С наступлением зимы единственным средством связи Ленинграда с тылом нашей страны явилась дорога, проложенная по льду Ладожского озера, – Дорога жизни, как ее называли ленинградцы. На защиту этой единственной коммуникации была направлена 4-я бригада морской пехоты под командованием генерал-майора Б.П. Ненашева. При обороне Дороги жизни моряки использовали в качестве опорных огневых точек ледяные доты. Вооруженные винтовками и пулеметами, гарнизоны ледяных дотов из 3-5 смельчаков в сорокаградусную стужу, часто испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, десятками суток обороняли жизненно важную ледяную трассу от врага, постоянно пытавшегося прервать связь героического Ленинграда с тылом нашей Родины. Одновременно для защиты Ленинграда со стороны Финского залива были сформированы из моряков пять лыжных батальонов и другие специальные подразделения. Военные моряки сражались за Ленинград также в составе 7-й Отдельной армии.