На крейсер "Киров" "юнкерсы" сбросили 90 бомб. Две из них пробили палубу с правого борта, на корабле возник пожар. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть "звездных" налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Более 4 часов подряд успешно отражали воздушные атаки зенитчики линкора "Октябрьская революция". Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер "Минск", затонули подводная лодке "М-74", буксир и транспорт.
Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны "Марата". Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Взрыв огромной силы потряс гавань и осветил заревом весь город. Столб пламени и черного дыма поднялся высоко в небо. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П.К. Иванов и комиссар С.И. Чернышенко, многие рабочие Морского завода, находившиеся в тот день на линкоре.
Кроме бомб захватчики сеяли над Котлином тучи листовок: "Сопротивляясь немецким войскам, вы погибнете под развалинами, под ураганом немецких бомб и снарядов, Мы сравняем Ленинград с землей, а Кронштадт – с водой…". Фашисты надеялись устрашить советских людей. Город-крепость отвечал огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска. Подвиги бесстрашия совершали летчики Г.Д. Костылев, Т.А. Усыченко, Н.К. Ткачев, А.Ф. Руденко, С.И. Львов. Впятером они сражались с десятками "юнкерсов" и "фокке-вульфов" и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. Ведь основные силы морской авиации защищали Ленинград, а в районе Котлина дежурили всего 5-6 истребителей, отживших свой век "И-15" и "И-153". Только отвага балтийских асов делала эту устаревшую технику грозной для врага, располагавшего более совершенными машинами.
В авианалетах на Краснознаменный Балтийский Флот, базирующийся в Кронштадте, в период с 21 по 23 сентября 1941 года были совершены бомбардировки немецкого воздушного флота в количестве 550 – 580 машин. Сколько же бомб было на борту каждого "Юнкерса"? Исследуя немецкую документацию, установлено, что двухмоторные бомбардировщики "Юнкерс-88" могли нести на себе груз весом до 2-х тонн, а одномоторные "Юнкерс-87" – груз до 1 тонны. То есть в 3 утренних налетах на Кронштадт 560 немецких бомбардировщиков несли бомбовый груз весом не менее тысячи тонн!!!
Кронштадтское сражение закончилось победой советских войск, не произошло разгрома КБФ. Мы не потеряли мощную артиллерию, которая в последствии стала огненным щитом, благодаря которому удалось защищать Ленинград все 900 дней Блокады. Действительно, в то время артиллерия КБФ представляла собой мощнейшую структуру, насчитывающую 472 орудия кораблей и фортов Кронштадта, 16 батарей морских орудий перенесенных на подвижные ж/д платформы. В основном это были орудия калибром от 120-305 мм.
Командование сделало серьезные выводы из анализа потерь, понесенных флотом и Кронштадтом. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. 27 сентября в воздушных боях над Кронштадтом отличились летчики Т.И. Бондаренко, М.А, Ефимов, И.А. Каберов, М.Г. Мартыщенко, А.Ф. Мясников, А.Ф. Руденко. Правда, гитлеровцам удалось вывести из строя одну башню линкора "Октябрьская революция" и нанести новые повреждения крейсеру "Аврора", в результате которых команде пришлось открыть кингстоны и затопить трюмные отсеки, иначе корабль мог опрокинуться. "Аврора" стала на ровный киль. Но эти эпизоды не имели существенного значения. А потери фашистской авиации значительно возросли. С 29 сентября массовые налеты на Кронштадт прекратились. Операция фашистов успех не имела.
Героическая борьба КБФ в 1943-1945 гг.
Наши подводные лодки действовали исключительно успешно, что объяснялось тактическим мастерством офицеров, высокой боевой выучкой матросов. Подводная лодка Щ-406 под командованием капитана 3 ранга Е.Я. Осипова, действуя на сообщениях Германия – Швеция, в первом же походе потопила четыре транспорта общим тоннажем около 30 тыс. рег. тонн. За этот поход подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени, весь личный состав отмечен правительственными наградами, а командиру Е.Я. Осипову присвоено звание Героя Советского Союза. Так же самоотверженно действовали и другие корабли первого эшелона. Подводная лодка С-7 капитана 3 ранга С.П. Лисина, находясь в Балтийском море, потопила пять крупных транспортов с ценным грузом и одному транспорту нанесла сильные повреждения. Тактическая зрелость в сочетании с отвагой и мужеством обеспечили командиру лодки блестящий успех. Обнаружив неприятельский груженый транспорт, который шел вдоль берега с охранением, и убедившись, что невозможно догнать цель в подводном положении, командир приказал всплыть. Лодка быстро нагнала транспорт вместимостью 7 тыс. рег. тонн и потопила его. Атака была настолько дерзкой, что сторожевые корабли не успели контратаковать лодку. Вскоре Лисин обнаружил четыре транспорта противника у входа в гавань. Не имея возможности из-за малых глубин атаковать их в подводном положении, он повторил маневр. Лодка стремительно всплыла, нагнала конвой и потопила один из транспортов. За беспримерный героизм и отвагу С. П. Лисину присвоено звание Героя Советского Союза, а весь личный состав лодки награжден боевыми орденами.
Торпедоносная авиация Балтфлота в борьбе на морских сообщениях в 1943 г. добилась больших успехов, потопив 56 судов и кораблей (46 транспортов, 3 танкера, 2 сторожевых корабля, тральщик и плавучий маяк "Рамус"). Герой Советского Союза капитан В.А. Балебин, старший лейтенант А.И. Разгонин, капитан А.П. Чернышев за летнюю кампанию потопили по 5-7 вражеских транспортов и боевых кораблей. За боевые успехи минно-торпедная авиационная дивизия флота была преобразована в гвардейскую, а Разгонин и Чернышев удостоены звания Героя Советского Союза. На морских сообщениях в Финском заливе отважно действовали также торпедные катера бригады, которой командовал капитан 1 ранга Е.В. Гуськов. Они осуществляли ночной поиск кораблей противника главным образом в районе гогландской позиции, которая систематически усиливалась минными заграждениями и охранялась противником от протраливания. Здесь и разгорались ожесточенные бои между нашими катерами и кораблями дозора противника.
Гитлеровское командование стремилось летом 1944 г. блокировать наш флот в восточной части Финского залива. С этой целью оно сосредоточило здесь большие силы. Отряд вражеских кораблей насчитывал более 200 единиц, в том числе эскадренные миноносцы. С началом наступления наших войск противник дополнительно ввел в Финский залив около 100 боевых кораблей, среди них 10 подводных лодок и 12 эскадренных миноносцев. В первой половине года немцы и финны выставили 15 тыс. мин и минных защитников, в том числе свыше 2 тыс. мин в районе Бьёркского архипелага для прикрытия Выборгского залива.
В боях за острова Бьёркского архипелага моряки проявили беспримерный героизм. Катер-дымзавесчик под командованием старшины 1-й статьи Николая Лебедева прикрывал высадку десанта на о. Пийсари. По дымзавесчику противник открыл ураганный артиллерийский огонь с нескольких десантных барж и катеров. Один из снарядов попал в машинное отделение, и катер загорелся, но доблестные балтийцы не переставали вести огонь по врагу. Когда катер начал тонуть, Лебедев приказал экипажу сойти на берег, а сам, оставшись на тонущем катере, продолжал вести пулеметный огонь, прикрывая отход своих товарищей. Старшина 1-й статьи Николай Лебедев погиб смертью героя, но свято выполнил свой воинский долг. Бронекатер под командованием старшего лейтенанта А.А. Зеленовского около полутора суток находился под непрерывным огнем корабельной и береговой артиллерии противника, прикрывая район высадки десанта. От скопления порохового газа и паров бензина личный состав задыхался, многие теряли сознание. Но балтийцы продолжали мужественно сражаться, поливая противника огнем. Заняв острова Бьёркского архипелага – важный опорный пункт в Выборгском заливе, флот надежно защитил с моря фланг сухопутных войск, готовившихся к наступлению западнее Выборга.В ночь на 1 июля в районе о. Нерва была обнаружена большая группа кораблей противника, пытавшихся прорваться в Выборгский залив. Четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко вышли для атаки этих кораблей. Катер старшего лейтенанта В.П. Некрасова под сильным артиллерийским огнем вырвался вперед и поставил дымовую завесу, под прикрытием которой остальные катера пошли в атаку. По ним вели огонь более 100 автоматических и полуавтоматических пушек. Два других катера, не преодолев сильного заградительного огня, обошли противника и атаковали его с другого направления. Они потопили сторожевой корабль. Вышедшие на помощь Гуманенко четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта И.С. Иванова потопили еще один сторожевой корабль. В этом бою героический подвиг совершили главный старшина Григорий Матюхин и старшина 2-й статьи Виктор Кусков.