Смекни!
smekni.com

Князь Ярослав Владимирович Мудрый политический портрет (стр. 19 из 19)

Однако, пожалуй, именно благодаря жёстким методам управления Ярослав и был популярен. Если в Новгороде в начале его политической карьеры противодействие ему было достаточно сильно, то когда он уже был киевским князем, не возникло ни одной оппозиционной группировки князю - притом, что нет никаких упоминаний о каких-либо репрессивных методах управления. Наоборот, даже если не принимать во внимание хвалебное для Ярослава «Слово о законе и благодати», во многих других источниках мы находим достаточно независимые свидетельства популярности Мудрого (например, граффити на стенах Софийских соборов в Киеве и Новгороде). Конечно, специфика эпохи тоже играет роль. Ни несомненный престиж государства на мировой арене, ни, например, та же образовательная программа не имели тогда никакого значения для увеличения популярности князя. На первом месте были христианские добродетели, те, что провозглашал в «Слове» Иларион Киевский. Впрочем, подавляющей роли тогда христианство не имело. Например, в свободолюбивом Новгороде, христианизировавшемся, кстати, далеко не сразу и с сильным противодействием, гораздо большее значение для популярности Ярослава имели те законодательные установления, которые он давал новгородцам (и в которых прописывались значительные льготы горожанам).

Залог популярности Ярослава можно усмотреть и в следующем любопытном факте. В 1037 году вся Европа, более того, весь христианский мир ожидали конца света. Мы не располагаем сведениями, ждали ли его на Руси, но по странному совпадению именно 1037 годом датируется начало строительной деятельности Ярослава, конкретнее - начало строительства великолепного Софийского собора в Киеве. Это можно расценить как подвиг, акт власти, вселяющий надежду и оптимизм в народ, как нравственную поддержку, которую князь осуществлял своим подданным[51].

О других наличных чертах, обеспечивающих привлекательность человека, таких как, например, ораторский талант, мы мало что можем сказать - ввиду недостаточности сведений. Впрочем, если судить о речи Ярослава перед новгородцами в том же 1015 году, по речевой тактике, выбранной им, то создаётся довольно неплохое впечатление.

Для характеристики лидера показательны отношения лидера со своей командой, со своими сторонниками и соратниками. Здесь Ярослав во многом выглядит в невыгодном свете. Человек тщеславный, обидчивый, мелочно-мстительный, Ярослав вообще не терпел рядом с собой какой-либо влиятельной команды. Единственные люди, которых мы можем (с натяжкой) назвать его соратниками - это по большей части немногие его личные друзья. Те счастливцы, которым довелось узнать князя Ярослава близко и стать близким его личным другом, видели совсем другого человека. Личным другом Ярослав был отменным. И Олав Харальдссон, и его сын Магнус, и его брат Харальд Сигурдарсон, и Иларион Киевский - те люди, которым досталась и преданность, и забота, и беззаветная дружба со стороны Ярослава. Впрочем, уже было сказано, что такие тёплые отношения существовали (или не существовали) постольку, поскольку они были обусловлены другими чертами характера Ярослава. Ярким примером служит печальная судьба некогда самого близкого Ярославу человека - его сестры Предславы, которую Ярослав предал, бросив её в 1018 году в Киеве на добычу Болеславу Польскому после поражения на Буге, подавленный и уничтоженный, в страхе за свою жизнь бежавший в Новгород.

Впрочем, такое характерно больше для раннего периода жизни и деятельности Ярослава Мудрого. Со временем он менялся, соответственно переменам характера менялись и побудительные мотивы деятельности, менялся стиль и характер политических действий. Если для раннего периода деятельности Ярослава Мудрого была больше свойственна эмоциональность, по природе князю не свойственная, но иногда прорывающаяся в его действиях, эти действия определялись зачастую факторами далеко не рациональными (гордость, мстительность, неуверенность в себе и так далее), то позже возобладали как раз таки рациональные мотивы, действия Ярослава определяли концепции, политические идеи, взгляды и убеждения, но вряд ли эмоции или внерациональные предпочтения.

Ярослав Мудрый - фигура противоречивая. Причём противоречивость видна не только в его личности как частного человека, но и в его личности как лидера. Рассуждая чисто теоретически, сухо, вгоняя личность в какие-нибудь формальные рамки, можно сказать: Ярослав - функциональный лидер государства общенационального масштаба отчётливо авторитарного характера (впрочем, как и подавляющее большинство лидеров той эпохи - время демократических лидеров и демократических характеров ещё не пришло; демократическая концепция в политике ещё не была разработана - не собственно демократия, но демократический стиль управления). Однако эти формальные рамки никоим образом не описывают всех сторон личности, всей её многогранности. Да что там - личность не всегда даже удаётся подвести под ту или иную категорию - настолько она своеобразна. Ярослав Мудрый, по характеру своей власти, ещё полуплеменной, полуязыческой, в период только складывания государства как такового - лидер несомненно традиционный; однако, если принимать во внимание всю историю получения власти Ярославом, его войны с братьями, анализировать всю его политику, то тогда он - лидер гораздо более харизматического порядка. Да и по стилю управления Ярослав - двуликий Янус, невозможное сочетание хитрости и подчас трусости лисы и силы, храбрости льва и подчас жёсткости тирана.

Остаётся немногое: повторить первоначальный тезис о принципиальной непознаваемости человеческой личности - и конкретной (как в случае с Ярославом Мудрым), и общей сущности человека. Объективная бесконечность не постижима до конца. Единственное, что может исследователь - так это попытаться рассмотреть лишь одну какую-либо узкую сторону личности, так или иначе значимую для других и проявляющуюся, быть может, лучше других. Это и попытался сделать автор. Роль и значение фигуры Ярослава Мудрого для истории России от этого не увеличились - они таковы, каковы они есть. Но личность князя Ярослава Владимировича Мудрого стала от этого, быть может, чуть ближе и понятнее...

Примечания:

[1] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 5.

[2] - Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 403.

[3] - Полное собрание русских летописей. Т 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 78.

[4] - Сотникова М.П. Древнейшие русские монеты X-XI вв. М., 1995. С.193.

[5] - Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. М., 1978. С.63.

[6] - Полное собрание русских летописей. Т 1. Стб. 300-301.

[7] - Там же. Т 15. Вып. 2: Тверской сборник. М., 1965. Стб. 112-113.

[8] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 17-20.

[9] - Полное собрание русских летописей. Т 1. Стб. 143; Т 38. Л., 1989. С. 62.

[10] - Там же. Т 15. Вып. 2. Стб. 112-113.

[11] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. C. 21.

[12] - Там же. C. 34-42.

[13] - Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подг. Я.Н.Щапов. М., 1976. С.15.

[14] - Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

[15] - Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С.140-141, 169.

[16] - Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Подг. к изд. А.Н.Насонов. М.; Л., 1950. С. 174.

[17] - Там же.

[18] - Там же.

[19] - Там же.

[20] - Там же. С. 175.

[21] - Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999. С.89-98.

[22] - Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники... С.140.

[23] - Там же. С. 200-201.

[24] - Полное собрание русских летописей. Т 1. Стб. 143.

[25] - Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.233.

[26] - Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия... С.43.

[27] - Там же. С.43-44.

[28] - Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С.85-86, 148-151.

[29] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 240.

[30] - Там же. С. 296-297.

[31] - Снорри Стурлусон. Круг земной. С. 338-343. См. также: Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. С. 44-45. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI - середина XIII вв.). М., 2000. С. 57-58.

[32] - Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги... С. 141.

[33] - Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX - первая половина XII в. М.; Л., 1989. С. 117.

[34] - Там же.

[35] - «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. / Пер. Л.М.Поповой. М., 1987. С. 69.

[36] - История Византии. Т 2. М., 1967. С.263-268.

[37] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С.350, 355-356.

[38] - Там же. С. 370-373.

[39] - Новгородская Первая летопись... С.17, 183.

[40] - Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История СССр. 1970. N3. С. 117.

[41] - Там же.

[42] - Библиотека литературы Древней Руси. Т 1: XI-XII вв. Спб., 1997. С. 26-61. Перевод диакона Андрея Юрченко.

[43] - Зимин А.А. Правда Русская. C. 131-132/

[44] - Древнерусские княжеские уставы... С. 85-139.

[45] - Полное собрание русских летописей. Т 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 176; Т 4. М., 2000. С. 113.

[46] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 314-318.

[47] - Там же.

[48] - Холодилин А.Н. Автографы Анны Ярославны - королевы Франции // Русская речь. 1985. N2. С. 111.

[49] - Полное собрание русских летописей. Т 1. Стб. 161-162. Т 2. М., 1998. Стб. 149-151.

[50] - Там же. Стб. 216.

[51] - Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 302.

Список использованной литературы:

Библиотека литературы Древней Руси. Т 1: XI-XII вв. Спб., 1997.

«Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. / Пер. Л.М.Поповой. М., 1987.

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI - середина XIII вв.). М., 2000.

Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подг. Я.Н.Щапов. М., 1976.

Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.

История Византии. Т 2. М., 1967.

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005.

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.

Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Подг. к изд. А.Н.Насонов. М.; Л., 1950.

Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

Полное собрание русских летописей. Т 1. М., 1997; Т 2. М. 1998; Т 4. М., 2000; Т 6. Вып. 1. М., 2000; Т 15. Вып. 2. М., 1965; Т 38. Л., 1989.

Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История СССр. 1970. N3.

Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993.

Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. М., 1978.

Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX - первая половина XII в. М.; Л., 1989.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.

Сотникова М.П. Древнейшие русские монеты X-XI вв. М., 1995.

Холодилин А.Н. Автографы Анны Ярославны - королевы Франции // Русская речь. 1985. N2.