Самым жгучим вопросом русской внешней политики в середине XVII в. оставались отношения с Польшей. По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати признало унию. В результате украинские земли оказались под напором полонизации и католизации, украинцы потеряли ряд прав и оказались людьми второго сорта. Польская аристократия сосредоточила в своих руках крупные владения на этих территориях. В некоторых крупных городах, например, во Львове, украинцев ограничивали в праве торговли, в праве участвовать в городском суде и самоуправлении. На Украине официальным языком стал польский. В 1648 г. началась освободительная борьба украинского народа под руководством Б. Хмельницкого против польских панов. Настала пора возобновления борьбы России с Речью Посполитой. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. Для России это означало необходимость войны с Речью Посполитой и 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.
Однако Польша не смирилась с потерей Украины. В результате изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.
В 30-е годы правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны. Изменяется организация вооруженных сил. Падает значение малоэффективного дворянского ополчения. Основной военной силой становятся регулярные войскосолдатские и рейтарские полки.
С 1635 г. началось возведение больших оборонительных линий и крепостей на южных границах для обороны от набегов крымских татар.
Одним из способов организации обороны на южных и юго-восточных окраинах Московского государства стало привлечение пограничного населения к особой сторожевой службе, наградой за которую было наделение землей, припасами, предоставление разных льгот. В пограничных городах теперь селились городовые казаки. Постепенно, с усилением централизации власти вольные казаки объединялись в казачьи войска, которые стали создаваться с XVI в.
В XVII в. с развитием ремесла и торговли, ростом городов связано широкое распространение в них светских элементов. На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры – освобождения ее от церковного влияния. Расширение политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией. Во II половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь готовили священников и чиновников.
В XVII в. созданы последние летописные сочинения. Летописание уступает место историко-публицистическим произведениям. В 70-х годах появляется первая печатная историческая книга. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течение XVII в. Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 1621 г. при царском дворе появилась первая рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий.
В 1672 г. был создан первый придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами.
Определенные изменения происходили и в зодчестве. Здесь также начала пробиваться тенденция к обмирщению. Культовые постройки все более обрастали различными украшениями и таким образом сближались с гражданскими. Шатровые храмы оставались одной из излюбленных форм, хотя вскоре были запрещены, вероятно, как нарушающие канон. В последней четверти XVII в. возникает «московское», или «нарышкинское барокко», поражавшее пышностью украшений и в то же время пропорциональностью. Наиболее ярким примером этого стиля явилась церковь Покрова в Филях, Сухарева башня в Москве. Вершиной деревянного зодчества стал ансамбль царского дворца в Коломенском.
В русской живописи тоже по-прежнему властвует иконопись. Но влияние раскола церкви наблюдается и здесь. Во главе движения стоял непревзойденный художник этого периода Симон Ушаков (1626 – 1688 гг.). Он внес в традиционное представление об иконописи свое понимание назначения иконы, выделяя прежде всего ее художественную, эстетическую строну. Наиболее известны его иконы «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа государства Российского».
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
ТЕМА IV. СКЛАДЫВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ
Лекция 1. Петр Великий и первая попытка модернизации страны
Алексей Михайлович Романов первым браком был женат на Марии Милославской. При жизни царя три его сына скончались в младенчестве, старший сын Федор страдал
Алексей Михайлович Романов первым браком был женат на Марии Милославской. При жизни царя три его сына скончались в младенчестве, старший сын Федор страдал болезнью ног, а Иван был близорук и слабоумен. Овдовев, Алексей Михайлович женился на Наталье Нарышкиной, которая 30 мая 1672 г. родила сына Петра. После смерти Алексея Михайловича в течение 6 лет правил Федор (1676 – 1682 гг.). Церковный Собор и Боярская Дума не пожелали объявить царем слабого здоровьем Ивана. Однако, в результате стрелецкого бунта провозглашено было соцарствие Ивана V и Петра I, а регентшей при них объявлена старшая сестра Софья, фактически правившая страной самостоятельно. Семилетнее правление Софьи (1682 – 1689 гг.) завершилось при попытке Софьи узурпировать власть. Восстание стрельцов было подавлено, а Софья пострижена в монахини. Петр стал править самостоятельно.
Петр, выросший в особой атмосфере опального двора, не был окружен туманом «русской идеи». Он как бы дистанциировался от византийского наследства. Его рациональный ум заметил, что русские скатываются к восточным идеям с их стремлением совместить несовместимое. По своим генетическим данным, по происхождению, расе, языку русские принадлежат к европейским народам, а по месту обитания и образу жизни – к Востоку. «Восточный» образ жизни привел к раздвоенности русского сознания, что в свою очередь создало такие особенности Московского государства, как подмена политики идеологическими мифами, научно-технического прогресса экстенсивным потреблением природных ресурсов. Находясь на рубеже "европейского мира", русские проповедовали идеи о своей исключительности и вселенской роли, стремясь в силу общей культурно-экономической отсталости психологически оправдать обидное положение аутсайдера. Глухие отзвуки европейской реформации, успехи мусульманской Османской империи трактовались на Руси как «загнивание Запада», а роль Московии, как спасителя христианства, сильно преувеличивалась.
На первом этапе правления Петра I восточная политика была многовековой, привычной и в силу этих причин второстепенной. Внутриутробное развитие России после «смутного времени» с выяснением отношений в христианском кругу, между славянами: русскими, поляками, украинцами, исчерпало себя в воспринимаемой как национально-оборонительной политике на юге против Крымских и других татар. Но дело было уже не в Казыевом улусе, Едыкульской и Едысанской ордах, ногаях и калмыках, так как на южные границы России вышла другая окраинная для Европы евроазиатская империя – Османская. Границы Османской империи к концу XVII века включали в себя Молдавию, Южную и Западную Украину, Подолье, Запорожье, Крым и Кавказ, в том числе устья всех крупных рек, берущих начало как с территории России, так и территории Речи Посполитой и Австрийской империи.
Если ранее, несмотря на войны с Крымом, Россия имела естественно-географические, хотя и ограниченные, выходы на юг через буферные казачьи районы по Днепру, Дону, Волге, то к рубежу XVII-XVIII вв. они были блокированы турками-османами. На побережье Черного и Азовского морей турки построили крепости – Очаков в Днепро-Бугском лимане, Кази-Кермен на Днепре, Азов на берегу Дона. Азиатская торговля России в основном шла через Персию по Каспийскому морю и Волге, но и она оказалась под угрозой в связи с завоеваниями турок на Кавказе. Речь Посполитая также отступала под ударами османов, отдавая Украину. Южно-Германский этнос совместно с северо-германцами, поляками и венграми остановил продвижение Османской империи в Европе и потеснил ее к Черному морю, выходя на южную зону жизненных интересов России.