В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Виленский (после польского восстания 1830 г. он был закрыт, а в Киеве открылся университет святого Владимира), Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский.
Основывались специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось в первую очередь с техническими, хозяйственными потребностями. В первой половине столетия возник Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др.
Увеличилось число гимназий – средних учебных заведений для дворян. Образцовыми средними учебными заведениями были лицеи – питомники будущих государственных деятелей. Особенно прославился Царскосельский лицей, из которого вышли А.С. Пушкин, будущий министр иностранных дел князь А.М. Горчаков и др. Начальное образование детям низших сословий давали приходские и уездные училища.
Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М.В. Ломоносова остались неизвестными в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Первым прославившимся на Западе русским ученым стал профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792 – 1856 гг.), создавший новую, неевклидову геометрию. Труды Н.И. Лобачевского проложили дорогу современным представлениям о строении вселенной.
В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работающие от гальванических батарей. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Н.И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.
Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 – 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. В 1819 – 1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание Н.М. Карамзиным 12-ти томной «Истории государства российского». Этот труд стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом. Н.М. Карамзин своим трудом побудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова.
Отметим, что именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин (1799 – 1837 гг.). После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В произведениях А.С. Пушкина литературный язык приобрел завершенные классические формы. В творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Отметим, что в 1824 г. в Москве открылся Малый театр, в 1825 г. Большой театр оперы и балета. Появился подлинно национальный драматический театр. Его рождение связано с московским Малым театром (1824 г.), актером М.С. Щепкиным и драматургом А.Н. Островским. Герои Островского наделены чертами национального характера. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Кукольника, Руслан и Людмила по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
В первой половине XIX в. в живописи официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, проявившийся в портретной живописи О.А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К.П. Брюллова. Кисти Брюллова принадлежит и поразившее современников полотно «Последний день Помпеи».
Попыткой осмыслить глобальные духовные и исторические процессы стало грандиозное полотно А.А. Иванова «Явление Христа народу».
К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.
Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. Архитектором К.И. Росси был создан ансамбль Дворцовой площади (здание Главного штаба, Александровская колонна). Здания Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым – здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярди (здание Московского университета).
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирование национальной культуры.
ТЕМА VIII. СОВЕТСКАЯ СТРАНА В 20-30-е ГОДЫ
Внешнеполитические обстоятельства оказывали значительное влияние на формирование внутреннего курса советского правительства. Ожидать помощи от западного пролетариата не приходилось, в начале 20-х годов начался спад революционного движения. Актуальный для России лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был для западного рабочего класса давно пройденным этапом, относящимся к начальной стадии индустриализации континентальной Европы (до объединения Италии и Германии и на ранней стадии объединения), и даже в то время не понимался буквально. То есть лозунг воспринимался, прежде всего, с точки зрения национального, в крайнем случае, западноевропейского универсализма. В России же он был обращен, в первую очередь, к маргинальным слоям.
Внутренняя политика советского государства определялась также враждебным отношением маргиналов к образованной части общества. Прежде всего, потому, что оставшиеся в стране представители интеллигенции могли занимать государственные должности и в то же время были носителями определенной личной независимости. В годы гражданской войны российская интеллигенция уничтожалась наряду с так называемыми эксплуататорскими классами. Интеллигенция воспринималась как представительница чуждой народу «барской» культуры. Тонкий европеизированный слой населения России был почти полностью истреблен, а оставшаяся часть находилась под тотальным контролем.
Советское правительство вынуждено было считаться и с ментальностью русского крестьянства. Большевики пришли к власти на волне антииндустриальной крестьянской революции. В 1917 – 1922 гг. крестьянство совершило антикапиталистический антирыночный аграрно-крестьянский переворот, захватив, поделив и переделив между собой всю землю (включая крестьянские наделы), уничтожив частную собственность на землю зачастую вместе с ее владельцами. Этим актом была ликвидирована столыпинская аграрная реформа. Борьба между традиционной и индустриальной цивилизациями на данном витке российской истории завершилась победой традиционного уклада, но окончательно вопрос, естественно, не мог решиться в его пользу.
В 20-е годы влияние крестьянства определялось следующими обстоятельствами: