Более двух миллионов эмигрантов из России самим фактом своего появления на Западе формировали негативный образ России и русского человека. Для держав-победителей Россия была прежде всего предательницей, заключивший сепаратный мир с врагом, страной с непредсказуемой политикой.
Двойственность внешней политики Советского государства после смерти предсовнаркома В.И. Ленина привела к острой дискуссии между И.В. Сталиным – сторонником «построения социализма в одной отдельно взятой стране» и теоретиком «всемирной перманентной революции» Л.Д. Троцким. Каждая неудача во внешней политике – подавление выступления немецких рабочих в Гамбурге в 1923 году, разгром компартии Китая в 1926 – 27 гг. использовалась во внутрипартийной борьбе.
После разгрома оппозиции И.В. Сталин разрешил эту проблему, подчинив интересы международного коммунистического движения интересам Советского государства. В 1928 г. он заявил, что «только тот является истинным революционером, кто готов безоговорочно, открыто защищать СССР». В 1928 – 30 гг. был сделан окончательный выбор между интересами государства и интересами революции в пользу государства.
Очередная, третья по счету корректировка внешнеполитического курса произошла в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов в Германии. В течение шести последующих лет проводилась политика нейтралитета и коллективной безопасности. Советско-германским пактом 1939 г. фактически вновь провозглашалась национально-имперская идея внешней политики Российского советского государства.
Европоцентризм постепенно уходил в прошлое, появились два новых центра силы – США и Япония. Если в начале ХХ в. США были должником Европы, то после окончания первой мировой войны превратились в кредитора, превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию (16,5 млрд. долларов). К концу 20-х годов США стали производить больше промышленной продукции, чем пять следующих за ними государств вместе взятых. США были самым развитым государством мира. В ходе первой мировой войны они создали современную армию и флот. Но в политическом и военном плане все еще доминировали Англия и Франция.
Мессианские попытки США внести новые принципы международных отношений на основе отказа от тайной дипломатии, обеспечения свободы торговли и мореплавания, осуществления всеобщего разоружения и признания прав наций на самоопределение встретили упорное сопротивление со стороны традиционно имперских государств: Англии, Франции, Японии. Успехом американской дипломатии можно считать создание Лиги Наций – первой в истории международной организации по послевоенному устройству мира на основе отказа от применения силы.
В 20-е годы стали очевидными европо-американские и японо-американские противоречия. 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне по инициативе США была создана новая международная конференция. В ней приняли участие девять ведущих государств мира за исключением Германии и РСФСР.
Итогом конференции стало подписание нескольких договоров:
· «договор четырех» держав от 13 декабря 1921 г. об аннулировании англо-японского соглашения;
· «договор девяти» от 6 февраля 1922 г., признававший независимость Китая и передачу Китаю бывших германских колоний в Китае;
· «договор пяти» от 6 февраля 1922 г. об ограничении морских вооружений.
«Договор пяти» известен как первое соглашение по ограничению гонки вооружений. По условиям договора был установлен предельный тоннаж, размер линейных кораблей, предельный калибр орудий и количество линейных кораблей в пропорции 5:5:3:1,75:1,75 для США, Великобритании, Японии, Франции, Италии. Великобритания признала право США на равенство в морской мощи.
Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, получившей свое развитие в 20-е годы.
Общеполитические соглашения не были успешными и практически не могли добавить что-нибудь к уставу Лиги Наций. Вместе с тем, в 1925 г. удалось подписать «Женевскую конвенцию» о запрещении применения химического и бактериологического оружия, а в 1928 г. «пакт Бриана-Келлога» об отказе от применения военной силы.
Инициативу по восстановлению международных кредитно-финансовых и торговых отношений взяли в свои руки американские предприниматели. «План Дауэса» предоставления кредитов Германии и переход к золотому стандарту валют стали предпосылкой политической и экономической стабилизации в 20-е годы.
Примерно с 1920 г. великие державы отказались от планов свержения советского правительства. Постепенно была снята экономическая блокада. В 1921 г. начались торговые отношения Советской России с европейскими странами – Англией, Германией, Италией, Норвегией. Рядом соглашений были закреплены государственные границы с Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией, Персией, Турцией, Афганистаном, Монголией.
По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к НЭПу идея «мировой революции» стала сменяться прагматической концепцией «мирного сосуществования государств с различным общественным строем». В 1921 г. III конгресс Коммунистического интернационала признал, что в Европе революционное движение пошло на спад.
В 20-е годы Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество, в то же время успешно отстаивая свое право оставаться центром мирового революционного движения.
28 октября 1921 г. Советское правительство направило великим державам ноту с предложением созвать международную конференцию по проблемам долгов, взаимных претензий и юридического признания РСФСР. В 1922 г. в Генуе состоялась конференция с участием советской делегации. Переговоры об экономическом сотрудничестве закончились безрезультатно. Однако, во-первых, был важен факт участия России в переговорах, во-вторых, удалось прервать дипломатическую изоляцию России. 16 апреля 1922 г. был подписан Рапалльский договор между Россией и Германией. Стороны отказались от взаимных претензий по национальным долгам и имуществу, предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобновили дипломатические и консульские отношения. Рапалльский договор испугал западные державы возможностью создания германо-русского союза.
Германия стала главным торговым и военным партнером России в Европе. Рейхсфер получил возможность разместить в СССР свои военные центры (химический полигон в Шиханах, танковый центр в Казани, авиационные базы и сборочные заводы). Эти центры действовали до 1932 г.. Германия и фашистская Италия продавали военную технику и специальное оборудование, разрешили целым конструкторским коллективам работать в ВПК СССР.
24 апреля 1926 г. в Берлине был подписан договор о дружбе и взаимном нейтралитете между Германией и СССР сроком на 5 лет, продленный в 1931 г. еще на 5 лет и подтвержденный нацистским правительством в 1933 г. В 1928 – 33 годах Германия стала основным торговым партнером СССР. На Германию приходилось 30 % внешнеторгового оборота СССР, в том числе 50 % поставок станков и оборудования.
СССР не мог сколько-нибудь эффективно контролировать тихоокеанское побережье. Японские рыбаки и торговцы занимались открытым грабежом морских богатств. Японские войска до 1925 года находились на северном Сахалине, а после их эвакуации Советское правительство было вынуждено согласиться на создание японских концессий. В АТР СССР был настолько слаб, что главным стратегическим партнером в Азии был признан Китай – государство, раздираемое гражданской войной, анархией и бюрократией. Советское правительство делало ставку на национально-освободительное движение в Китае. В 1924 г. был подписан советско-китайский договор о взаимном признании. По договору СССР сохранял контроль над КВЖД и Внешней Монголией. СССР стал оказывать экономическую и военную помощь националистам в Китае.
В результате разгрома коммунистов в 1926 – 27 гг. лидером гоминьдана Чан Кайши отношения стали напряженными, и особенно они обострились в 1929 г. после нападения войск правителя Маньчжурии на КВЖД. Советские войска вступили на территорию КВЖД, разгромили китайскую армию и восстановили суверенитет. Дипломатические отношения с Китаем были вновь восстановлены лишь в 1931 г. после нападения Японии на Китай.
Несмотря на трудности во взаимоотношениях со странами Запада в 20-е годы СССР постепенно возвращался в нормальную систему международных отношений. В 1924 г. СССР официально был признан большинством правительств западноевропейских государств. Из крупных государств затягивали признание СССР лишь США (до 1933 г.). В 1934 г. СССР стал членом Лиги Наций. Эти факты опровергали утверждения советско-партийного руководства о демонически-враждебном капиталистическом окружении.
Версальско-Вашингтонская система базировалась на хрупкой основе понимания необходимости соблюдения международных соглашений, на пацифистских настроениях народов, переживших первую мировую войну. Мировой экономический кризис 1929 – 33 гг. нарушил равновесие, изменил расстановку сил. Эгоистичные государственно-национальные интересы сразу выдвинулись на первый план. Началась ревизия Версальско-Вашингтонских соглашений. Германия была признана равноправным участником системы безопасности. В 1931 г. по предложению стран-победительниц выплата репараций была прекращена. В январе 1933 г. в Германии пришла к власти фашистская “национал-социалистическая немецкая рабочая партия” во главе с А. Гитлером, который был назначен главой правительства Германии. Получив доступ к исполнительной власти, нацисты приступили к ликвидации демократических институтов. Воспользовавшись провокационным поджогом рейхстага А. Гитлер добился от президента Гинденбурга издания указа “Об охране народа и государства”. Исполнительные, прежде всего силовые структуры получили чрезвычайные полномочия. Законодательные функции также перешли к нацистскому правительству. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга его полномочия были переданы А. Гитлеру, вся полнота государственной власти сосредоточилась в руках одного человека. А. Гитлер стал вождем нации, олицетворением чаяний трудового народа. Простой, малообразованный человек, ставший во главе государства, руководствовался в политике принципами, понятными для большинства населения. Его невзрачная внешность и простые манеры импонировали народу. Он ненавидел интеллигентов, был почти что среднего рода – не был женат, не пил, не курил, был аскетичен в еде.