В экономике: значительная роль социальных факторов, уважение к человеку труда, а также техническая сторона – компьютеризация, применение новых материалов, ресурсосберегающие технологии, организация производства.
В социальной сфере: создание опоры общества – среднего класса, достигающего 2/3 населения.
В политической сфере: уменьшение роли политических партий в политической системе общества.
Первыми в рамках эволюционного капитализма переход к постиндустриальному обществу стали осуществлять США.
Западная Европа по эффективности производства в 1960 г. находилась на уровне США 1925 г. Если взять производительность труда и нормы затрат материальных ресурсов и энергии в США за 100 %, то в Швеции эта цифра составила 60 %, во Франции, ФРГ, Великобритании, Австралии – 50 %, в Италии, Японии – 30 %.
СССР в организации труда переходил на американские формы 20-30-х годов.
В СССР термин НТР приобрел какое-то мистическое, самодовлеющее значение. Одним из самых популярных лозунгов был: «Соединим достижения НТР с преимуществами социализма!».
Решение проблемы советским лидерам казалось очень простым: взять или купить на Западе «научно-техническую революцию» и реализовать ее в своей стране. Такой достаточно традиционный для России подход давал эффект, начиная еще с XVII в., с петровских времен.
В годы первоначальной индустриализации СССР закупал под ключ заводы в Германии и США, во время второй мировой войны США поставляли в СССР по ленд-лизу технику, оборудование, заводы. После окончания войны из Германии вывозились заводы, технологии, специалисты. В 60-е годы из Италии был поставлен завод по производству одной из модификаций легкового автомобиля «Фиат», получившего название «Жигули»; в 70-е годы – завод по производству грузовиков «Дженерал Моторз» - «Камаз».
Но попытки внедрить компьютеры и современные технологии не увенчались успехом. НТР требует определенного гармоничного развития общества – то, что называется таким совершенно не революционным словом «культура».
В насквозь политизированном советском обществе идеология по-прежнему преобладала над реальностью, план – над рынком, централизм – над частностью, а интересы класса – над интересами личности.
Каковы же были в СССР теоретические представления о НТР?
1. Научно-техническая революция началась только в середине 50-х ггв.
2. «НТР является закономерным этапом человеческой истории, характерным для перехода от социализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы ее проявления, ее течения и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны». (БСЭ., статья НТР., т. 17, с.341, 1974 г.).
3. НТР имеет две предпосылки - техническую и социальную. Но о технической говорили очень много, а о социальной, как о последствии развития науки и техники. Что, конечно, тоже нельзя отрицать, но нельзя и совмещать предпосылки и последствия.
4. Отмечаются такие технические факторы, как производство ядерного оружия и средств его доставки, а также влияние советских успехов в космосе и советского опыта планирования.
5. На первый план выдвигается лозунг «Превращение науки в непосредственную производительную силу».
6. В социальном плане, для социализма, НТР улучшает жизнь трудящихся. При капитализме же рабочий класс – единственный заинтересованный в полном развитии НТР.
7. НТР усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму, стала важным фактором мирового революционного процесса.
8. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы коммунизма и других предпосылок предполагает органическое соединение достижений НТР с преимуществами социализма (социалистической системы).
10. В современных условиях НТР «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом» (см. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Док. и материалы. М., 1969, с. 303).
Чем же определялись такие представления? Примитивным характером самого общества. Политический взрыв 1956 г. не затронул глубоких основ административно-командной системы. В экономике, несмотря на определенную завершенность индустриализации, индустриальный и экстенсивный путь развития не был исчерпан, оставались определенные ниши для продолжения индустриального пути. Приток рабочей силы из села и женский труд еще играли свою роль. В социальном плане общество было неразвитым и малокультурным. В 1959 г. 64 % взрослого населения имели образование на уровне начальной школы, в том числе 57 % работающих. Очень низкий уровень жизни не соответствовал стандарту индустриального общества. До начала 60-х годов сельскохозяйственное население страны составляло более 50 %.
В какой-то мере чувствовалось влияние НТР, особенно в отраслях, связанных с военно-промышленным комплексом (космос, ядерная энергетика и другие), где НТР решалась ударными темпами. На развитие социальной стороны НТР сказывались внешние и субъективные обстоятельства. В частности, поездки Н.С. Хрущева в США, где он обратил внимание на жилищное строительство, обилие бытовой техники – стиральные машины, холодильники, электробритвы – вещи, о которых рядовой советский гражданин не имел представления. Это уровень общества того времени, уровень его мышления. Советские люди так себе и представляли НТР - больше холодильников, больше телевизоров и т.д. Может, научные взгляды были на высоте? Этого тоже не скажешь. Экономисты впервые пытались подсчитать, во сколько же обходится производство, например, литра молока или килограмма хлеба. До этого – «простой продукт», бестоварное производство, натуральное хозяйство. Квалифицированные экономисты не имели никакого значения в стране, где экономическая политика заменялась приматом воли.
Выводы по НТР:
1. НТР – это одна из составных частей постиндустриального общества;
2. СССР в 70-е годы находился еще на индустриальной стадии, с некоторыми прорывами в постиндустриальное общество.
После смерти И. Сталина обнаружились расхождения в среде высшей политической элиты по вопросам внутреннего и внешнего развития СССР. Теоретические противоречия отражали борьбу за власть и имели конкретно-политическое выражение в области международных отношений в виде двух стратегий – имперской и мирного сосуществования. Министр иностранных дел В. Молотов предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Иначе оценивал ситуацию председатель Совета министров Г.М. Маленков, считавший, что после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма, а угроза ядерного уничтожения делает политику мирного сосуществования единственной основой межгосударственных отношений.
Перманентный раскол общества, наличие двух стратегий внешней политики в какой-то мере объясняет неуверенные, бессвязные, производимые методом проб и ошибок действия советской дипломатии, которая видела как тупики холодной войны, так и необходимость искать новые средства маневрирования на международной арене.
Новая концепция внешней политики оформилась в достаточно стройную схему на ХХ съезде КПСС и включала в себя следующее:
· необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
· признание многовариантности путей построения социализма;
· подтверждение принципа поддержки международного коммунистического и национально-освободительного движения.
1953 – 1959 гг. характеризуются как «оттепель» в международных отношениях. Советская внешняя политика была отмечена установлением особых отношений с двумя социалистическими странами – Китаем и Югославией, опытом поиска разрядки во взаимодействиях с Западом и переоценкой представлений о третьем мире.
Смерть Сталина лишила социалистический лагерь харизматического лидера и вызвала глубокий кризис. В Польше в 1953 г. были распущены колхозы. 17 июня 1953 г. в Германской Демократической республике произошли вооруженные выступления и демонстрации под лозунгами объединения Германии и вывода оккупационных войск. В результате этих выступлений погибло 200 человек и еще 18 человек со стороны Советской Армии. С 1 января 1954 г. Советский Союз прекратил взимание репараций с Германии, а в 1955 г. освободил и последнюю группу германских военнопленных.
Примечательно, что через несколько дней после кончины вождя газета «Правда» поместила фотографию Маленкова вместе со Сталиным и Мао Цзэ Дуном, которая, как выяснилось, была смонтирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков, как председатель правительства, а в его лице и правящая верхушка СССР почувствовали необходимость использовать престиж живого вождя Мао для утверждения своего авторитета и идеологической легитимности как в СССР, так и в международном коммунистическом движении. Уже 26 марта 1953 г. соглашение о торговле, которое не двигалось с места в течение 2-х лет, было заключено на весьма выгодных для КНР условиях. СССР обязался предоставить кредиты и построить 146 крупных заводов, включая авиационные, автомобильные, тракторные, металлургические.
В октябре 1954 г. Булганин, Микоян, Хрущев отправились в Пекин, где дополнили эти соглашения предоставлением новых крупных кредитов. Ситуация изменилась. Если раньше Мао Цзэ Дун ездил на поклон к Сталину, то теперь новые советские руководители заискивали перед Мао, торгуя Родиной в обмен на власть. Им представлялось, что они создают новую систему международных отношений, построенную на принципах братства и взаимопомощи. Китайцы реально видели, чем и за что они платили за свою политическую и экономическую независимость.