Смекни!
smekni.com

Лекции по истории (стр. 60 из 72)

СССР в 1980 г. не только не догнал США по основным показателям, как это планировалось программой, но и отстал от Японии.

В 1980 г. валовая продукция в миллиардах долларов составила:

1. Европейское сообщество - 2 700;

2. США - 2 600;

3. Япония - 1200;

4. СССР - 1050.

По меньшей мере неправдоподобно прозвучало утверждение нового председателя Совета министров СССР Тихонова о том, что СССР выпускает 20 % объема мировой продукции (“Правда”, 7.11.1980 г.). Даже внедрение новой техники и технологии не давало эффекта в результате чрезмерной централизации и неверных решений. В 1985 г. уже 70 % предприятий подчинялись центру.

Драма административно-бюрократического аппарата - это драма регулировщика на перекрестке. Пока движение небольшое, он справляется, но как только движение возрастает, малейшая ошибка приведет к хаосу. Отсюда неэффективные решения, бессмысленная трата ресурсов. Только строительство ныне бездействующей Байкало-Амурской магистрали (БАМ) обошлось в 300 млрд. рублей.

В результате ликвидации совнархозов в 1964 – 1970 гг. была восстановлена структура министерств. По состоянию на 1 января 1966 г. в стране было уже около 600 министерств, госкомитетов и других ведомств. Первоначально они были слабы, и в этом видна основная причина некоторой активности и развития производства. Затем министерства подмяли под себя предприятия, постепенно превратившись в монополии и монополистов и стали защищать партикулярные, ведомственные интересы, в том числе и в ущерб всему народному хозяйству СССР.

На ситуации в экономике сказывались и внешнеполитические амбиции - участие СССР в гонке вооружений. По подсчетам экономистов 40 % расходной части бюджета СССР в конце 80-х годов тратилось на прямые военные расходы (200-250 млрд. долларов в год). В сущности, это был бюджет военного времени на протяжении нескольких десятков лет. По оценкам Института экономики и прогнозирования НТП АН СССР в 1988 г. удельные вес инвестиционного оборудования в конечной продукции в советских ценах составлял:

· машиностроение - 50 %;

· производство вооружения и военной продукции - 31 %;

· товары народного потребления - 19 %.

При пересчете в долларах по мировым ценам:

· вооружение и военная продукция - 62 %;

· машиностроение - 32 %;

· товары народного потребления - 6 %.

Производством вооружения занимались Минавиапром (75 % продукции), Минсудпром (50 %), Миноборонпром, Минобщемаш, Минрадиопром, Минэлектропром, Минсвязи, Минатомэнергопром и другие министерства. Это нельзя было объяснить только “синдромом 1941 года”. Высшее политическое руководство шло на поводу у военно-промышленного комплекса. Официальная статистика называла 7 % расходной части бюджета на военные расходы. В 1979-1988 гг. СССР, в 7 раз уступая странам НАТО по валовой продукции, произвел вооружения больше, чем все они вместе взятые. За этот период СССР построил танков больше, чем США в 3,5 раза, бомбардировщиков - в 4 раза, истребителей, военных вертолетов, подводных лодок - в 3 раза больше.

Только в результате соглашения с НАТО СССР обязался уничтожить:

· 39 тыс. танков;

· 42 тыс. БТР;

· 48 тыс. артиллерийских орудий;

· 40 тыс. тонн химических бомб.

Уже в 1980 г. СССР превзошел США по объемам продажи оружия. Советский экспорт в 1988 г. составил 21 млрд. долларов (44 % от мирового экспорта оружия). США продали оружия на 14,3 млрд. долларов. Советский экспорт осуществлялся в кредит, в основном неплатежеспособным агентам, исходя из их политической ориентации и интересов советских чиновников от военных ведомств. Единственная страна, которая реально и регулярно расплачивается с Россией хотя бы поставками товаров - это Индия. Ирак закупил в 1988 г. оружия на 1,5 млрд. долларов, из них наличными СССР получил 50 млн. долларов. остальную часть - поставками нефти по советским обязательствам в Болгарию, Венгрию, Индию по ценам в 5 раз ниже мировых. Это считалось самой удачной сделкой.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) СССР был единственной сферой народного хозяйства страны, где трижды после окончания войны была произведена полная смена технологического оборудования, хотя затраты на изготовление единицы продукции превышали все разумные пределы. Недостатки организации производства, чрезмерное расточительство уникального сырья, материалов, энергии, прикрывались завесой секретности и использованием огромного количества достаточно дешевого по мировым ценам ручного квалифицированного труда. Суперсовременная военная техника зачастую была уникальной, чуть ли не ручной подгонки. Наряду с общей дешевизной в этом была причина ее конкурентоспособности.

Аппарат управления замыкался в себе. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) 2/3 Центрального комитета партии составили работники центрального аппарат, министерства обороны, КГБ. Происходило перерождение политического руководства, оно все более ориентировалось на удовлетворение личных потребностей. Терялись волевые качества, а субъективные ошибки, умноженные на государственную мощь, превращались в трагедию страны. О какой политической воле можно говорить, если страной в течение 7 лет управлял человек, трижды побывавший в состоянии клинической смерти.

В 60-80-е годы отрицательную роль для страны сыграл скачок цен на нефть на мировом рынке. В 1973 г. было принято решение о закупке новых технологий за рубежом. Вместо того, чтобы реформировать СССР, правительство использовало “нефтедоллары” для закупок заводов, зерна на Западе. В 1979-1984 гг. закупалось по 40 млн. тонн зерна в год (в основном, в США и Канаде). Только за 70-е годы СССР заработал 170 млрд. нефтедолларов. В связи с огромными внешнеторговыми операциями, проводимыми неквалифицированными чиновниками, возросла коррупция в среде руководящих кадров. Растрачивая во все возрастающих масштабах народное достояние, чиновники доказывали тем самым необходимость их учреждений и свою собственную незаменимость. При этом они готовы были заключить какие угодно контракты. Партнеры по переговорам быстро уясняли, что можно бесконечно отсрочивать выплаты. Общая сумма долгов иностранных государств составила 86 млрд. долларов. Какова была эффективность внешнеторговых операций? С 1956 г. по 1988 г. СССР предоставил Южному Йемену кредитов на 8 млрд. долларов. На настоящее время долг составляет 6,5 млрд. долларов. С 1962 г. по 1988 г. отсрочки Йемену предоставлялись 19 раз, а значительная часть долгов была просто списана. В 60-70-е годы СССР построил в странах третьего мира 1200 крупных предприятий (из них 22,9 % - энергетических, 36,5 % - металлургических, 5,5 % - сельскохозяйственных).

На 1997 г. общие долги этих стран России составили 143 млрд. долларов.

Из-за перемещения сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири резко возросли затраты на освоение месторождений и доставку сырья.

Практически полностью были исчерпаны трудовые резервы. Приток рабочих из сельского хозяйства прекратился. Женский труд себя исчерпал. Из-за снижения рождаемости уменьшился приток молодежи, приходящей в общественное производство (с 12 млн. человек в 1971 – 1975 гг. до 3 млн. в 1981 – 1 985 гг.). Стоимость незанятых рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве достигла критического уровня. На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать. Обострилось противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР (за 1960 – 1 985 гг. стоимость основных фондов увеличилась в 8 раз) и экстенсивными методами его развития. На каждый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств.

Итак, к концу 60-х гг. реформа в промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с экстенсивного пути развития: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жесткого административного давления на предприятия сверху.

Попытки внедрить наукоемкие отрасли производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), создать научно-производственные объединения не приносили результата и встречали сопротивление рабочих и служащих.

Основу промышленности составляли топливно-энергетический, металлургический и военно-промышленный комплексы.

В снижении темпов хозяйственного роста решающую роль сыграло то, что централизованная экономика подошла к пределу своих возможностей. О том, что это конец системы, свидетельствовала череда страшных катастроф, настигших страну. Катастроф, к которым страна шла с роковой неизбежностью:

1986 г. - в Атлантическом океане погибла атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту;
26 апреля ядерный взрыв на 4-м блоке Чернобыльской атомной станции накрыл пол-Европы;
31 августа затонул пассажирский лайнер “Адмирал Нахимов”, погибло 486 человек;
1988 г. - в апреле затонула с частью экипажа суперсовременная атомная подводная лодка “Комсомолец” с ядерным оружием на борту;
в июле потерпела аварию еще одна атомная подводная лодка;
7 декабря - землетрясение в Армении, погибло более 25 тыс. человек, в том числе в некачественно построенных домах;
1990 г. - в феврале произошла крупнейшая в истории человечества железнодорожная катастрофа в Башкирии - погибло 1300 человек.

Какие процессы происходили в это время в социальной сфере?